Українською мовою На български

Андрий Будугай

Целостность

Бойко и Дияне Златевым

Мой путь к понятию «целостности»

Вначале статьи мне хотелось бы рассказать читателю об одном случае, который произошёл со мной более 15 лет назад в Украине. Это было в городе Бердянске Запорожской области. Однажды мой отец попал в больницу. Когда я приходил его навещать, во время одного из таких визитов отец указал мне на одного из мужчин в своей палате и сказал, что этот пациент день и ночь стонет от боли. Во время одного из следующих моих посещений отец сказал, что был обход больных целой комиссией врачей. И каждый из медиков по очереди подошёл также и к тому больному, осмотрел его и сказал, что болезни, на которой данный врач специализируется, здесь нет. Пациент может «спокойно» и дальше болеть и медленно умирать!..

Этот случай меня поразил и я посвятил не один год своей жизни поиску ответа на вопрос, почему же так получается. И когда сейчас я слышу злую шутку юмориста из России Михаила Задорнова, что сейчас специалист по левому глазу не возьмётся лечить правый и наоборот, то я уже понимаю, что стоит за этими словами. А тогда мне приходилось чуть ли не на ощупь, почти вслепую пробираться к ответу.

В чём-то добрую службу сыграла индийская притча, о которой вы, вероятно, слышали. В ней говорится о том, что к слону подвели пять слепых, которые никогда не имели дело с этим животным. Им сказали, что их будут по очереди подводить к слону с просьбой ощупать его и сказать, на что он похож.

Первый слепой взялся за ногу и сказал, что слон похож на ствол дерева. Другой слепой взялся за хвост и сказал, что слон как веревка. Третий нащупал уши и сказал, что слон как большой лист лотоса. Четвёртый взялся за живот и сравнил слона с большой чашей, а пятый взялся за хобот и сказал, что слон как лиана. И тут возникает вопрос: «Правду ли сказали эти слепые?» Если бы каждый из них сказал, что та часть слона, за которую он взялся, похожа на то или другое, то он бы сказал правду. А так произошла подмена, о которой мы ещё будем говорить чуть позже.

Пока же я хотел бы рассказать о второй подсказке, которая мне помогла многое расставить на свои места. Этой подсказкой стал фильм польского режиссера Ежи Гофмана «Знахарь», в котором молодой сын мельника стал инвалидом из-за того, что на него наехала телега и раздробила ему кости ног. Кости были сложены врачом-неумёхой неправильно и парень больше не мог ходить. Через какое-то время он решает наложить на себя руки. Юноша считает, что оказался в таком состоянии из-за грехов своего отца. Последний пустил по миру своего брата, с которым на двоих досталась в наследство мельница.

Антоний, главный герой фильма, бывший профессор хирургии, потерявший память из-за того, что его сильно избили, не мог вспомнить о себе ничего, даже собственного имени (он был профессором хирургии Рафалом Вильчуром). В деревенских условиях и самыми примитивными инструментами он смог сделать больного юношу практически здоровым. И мысли о суициде парню в голову больше не приходили.

Но для нас сейчас главное со всего этого то, что от состояния безысходности до жизнерадостности путь был проделан тем, что была изменена композиция костей ног. Другими словами, ни одной кости не было ни добавлено, ни убавлено, а только поменялись местами некоторые из них: Антоний разбил кости в тех местах, где они срослись неправильно и сложил их так, как надо. Тоже самое часто бывает и в других проявлениях техники и биологии. То есть, даже если и накоплено нужное количество деталей-частей-составляющих, нужно знание о том, как выстроить ещё и правильную композицию, взаиморасположение, взаимосвязь этих частей.

 

 

Два вектора сознания

 

Как же происходит приобретение человеком нужных знаний для того, чтобы он мог выстраивать нужную композицию? На мой взгляд, оно обусловлено расширением и в то же время утончением нашего сознания, которое работает одновременно по двум векторам, в двух направлениях – вовнутрь и вовне, наружу. При этом заметим, что сознание распределяет свою деятельность сразу по этим двум направлениям, но центр его попеременно фокусируется то на микрокосмос – свой внутренний мир, то на окружающий его макрокосмос. Эта взаимосвязь внутреннего и внешнего определяется тем, что каждый из нас, любое существующее сознание является составной частью Вселенной.

Само название Вселенной (= вселённая) говорит о том, что она заселена мириадами разных существ, одним из которых является и данное сознание, и вообще каждый из нас как индивид. Подчеркнём, что слово «индивид»[1] связано с лексемами «индивидуум» и «индивидуальность». В переводе с латинского «индивид» означает «неделимый», то есть является наименьшей составной частью Космоса, которую мы называем «сознание». А слово «индивидуальность» нас направляет к идее, что сознание проявляется чем-то особенным, которое его отличает от остальных сознаний.

Со временем нашим сознанием осваиваются всё новые и новые области пространства. Вспомним слова Иисуса Христа: «Познайте Истину и она сделает вас свободными!» Осваивая что-то новое, делая его «своим», усваивая его компоненты и принцип построения, сознание и получает для себя новую степень свободы. Я не случайно выстроил такой смысловой ряд. Вы, наверное, заметили, что в нём присутствуют похожие друг на друга слова: «освоить», «свой», «усвоить» и «свобода». Они в славянских языках этимологически родственны и в их основе лежит принцип принадлежности. На это же указывают и лексемы «особенность»[2], «обособленный», «свойство», «особа», «способ», «способность», «приспособление».

Отметим, что для гармонического развития сознания необходимо последовательное чередование фокуса его внимания. Когда сознание найдёт что-то заинтересовавшее его вовне (явление, предмет или другой объект) и изучит его до определённой степени, затем оно «уходит» в себя, вовнутрь, и со временем находит в своей природе какой-то аналог этому внешнему объекту.

Рядом с этим внутренним аналогом изучаемого объекта сознание замечает нечто другое, которое становится новым объектом его изучения. Оно даёт импульс сознанию вновь переместить его фокус вовне – то ли для приобретения дополнительных сведений, то ли для обсуждения их с другими сознаниями, то ли для реализации возникших вокруг объекта изучения идей. Отметим, что развитие сознания по двум векторам – вовнутрь и вовне – соответствует принципу Гермеса Трисмегиста, который известен в эзотерике как метод аналогий. Он гласит: «Как внизу, так и наверху, как внутри, так и снаружи».

Чередование фокусировки сознания вовне-вовнутрь, вероятно, можно сравнить с чередованием правой и левой ноги при ходьбе или же с чередованием качеств «инь» и «ян» в даосской монаде. Тут хотелось бы повторить слова специалиста по китайскому языку и культуре Ленчо Димитрова из Софии о том, что в знаке «инь-ян» нужно видеть не только проявление дуализма через мужские и женские качества, но и триаду, троицу. Она указывает путь к целостности[3], состоящей именно из этих двух качеств, а они, в свою очередь, проявляются именно в ней. Как сказал Лао-Цзы, если мы ведём речь о курице, то должны помнить и о петухе и наоборот. То есть, петух и курица являются двумя полюсами единого целого, которое для нас проявляется в этом виде птиц – куры.

Возвращаясь к чередованию фокусированию сознания, можно также его сравнить с работой левого и правого полушарий головного мозга[4], или же с конкретным и отвлечённым, абстрактным мышлением.

Один мастер вьетнамской разновидности кун-фу учил, что конкретное и абстрактное в идеале нужно брать во взаимосвязи, то есть целостно. Если мы говорим о чём-то конкретном, то нужно при этом совершить и выход на абстрактное, сделать обобщение. Когда же человек говорит об отвлечённых категориях, то ему нужно потрудиться и над привязкой этих категорий к конкретным их проявлениям, к примерам. Иначе нас могут подстерегать две опасности.

Первая из них состоит в том, что при зацикливании на конкретном мы можем не заметить, как потеряем связь с духовным, сильно «заземлимся», станем по своей сути материалистичными. Если же крен произойдёт в сторону абстракций, то человек ждёт вторая опасность – он может оторваться от реальной жизни, от приобретения материального опыта, который также входит в программу его воплощения.

Именно миры более плотной, грубой материи призваны обеспечить нам возможность выявить на практике, какие из наших идей насколько соответствуют Истине. Для наглядности приведём пример с архитектором, используемый Максом Генделем в книге «Космогоническая концепция розенкрейцеров».

Архитектору приходит в голову идея какого-то красивого здания. Он берётся за чертежи. И тут обнаруживается, что им в каких-то местах были допущены ошибки, которые чертежи и помогли выявить. Архитектор начинает дорабатывать свои упущения. А когда начинается уже само строительство данного здания, то могут всплыть ещё какие-то ошибки или недоработки. По ходу устраняя их, наш певец музыки в камне становится всё ближе, скажем так, к идеальной идее задуманного им здания. Именно процесс переноса его проекта из мира мысли в мир физический даёт нам понять нужность мира материи и необходимость воспринимать мир в комплексе, целостно.

 

 

Развитие сознания внутри племени

 

Теперь я хочу рассказать о том, как мне видится процесс освоения сознанием новых областей пространства. Начнём с того, что вначале сознание только набирает силы, учиться быть самодостаточным и целостным. Оно ещё не способно встать один на один с окружающим миром и нуждается в некоей среде, в которой может благополучно развиваться как организм, в котором обитает это сознание, так и оно само. У животных такой средой является стадо, у рыб – косяк, у птиц и у некоторых хищников – стая, у людей – род, племя. Оказаться за пределами племени в те времена было равносильно гибели, смерти.

Представление человека о нём самом и об окружающем его мире тогда формировалось не столько индивидуально, сколько коллективно. В родоплеменном обществе определяющий фактором была языческая религия, само название которой во многом отображает её суть. Вспомним, что в старославянском языке слово «язык» имело два значения: 1) «язык» в нашем современном понимании (например, болгарский, греческий, ирландский); 2) «народ, разговаривающий на этом языке», его носитель. Территория распространения языка совпадала с территорией обитания его носителей. То есть, это была та же земля, на которой жило это племя или этот народ.

На этой территории кроме людей обитали другие существа – птицы, животные, рыбы, стихиали – души стихий[5]. Были языческие боги, общие для группы племён: например, дух реки, протекающий через земли этих племён или дух ветра, дух грозы и так далее. Шаман был связующим звеном, посредником между этими существами и людьми племени. С помощью разных ритуалов и заклинаний он устанавливал магически-симпатическую связь, осуществлял жертвоприношения. Слово «жрец» собственно и означает «приносящий в жертву».

Тот человек, который рождался на территории племени, был своим по крови. Когда он достаточно подрастал и проходил обряд инициации[6], то переходил из состояния отрока[7] в полноправного члена племени и получал все полагающиеся ему при этом свободы.

Всё, что находилось внутри границ племени, было освоено совершеннолетним и воспринималось как своё, родное, нормальное. Всё, что было за пределами земли племени, за её границей, – несло в себе опасность, а иногда и зло. В национальных языках ещё сохранилось много слов, выработанных по этому поводу в ту эпоху. Так, например, лексема «край», имеющая значения «конец, предельная линия, до которой что-либо простирается» и «страна», «область», «местность». Она, по сути, обозначает границы и то, что находится в их пределах. Сокоренная ей лексема «кроме» указывает на то, что находится за пределами границ.

Слово «крайность» («тяжёлое положение») обозначает тоже то, что выходит за пределы, что выпадает из понятия «норма». В выражении «тьма кромешная» можно увидеть, что тьма находится за гранью, за краем.

Возможно, этимологически родственна с приведённой группой и немецкая лексема «krank», имеющая значение «больной», то есть тот, кто выпал за пределы нормы. А родственная этой группе лексема «скромный» указывает на то, что человек, наоборот, находится в пределах, границ, не выпадает из состояния нормы.

Другое этимологическое гнездо, которое я хотел бы привести в качестве примера, берёт своё начало от латинского слова «terra», имеющего значение «земля, территория». Так слово «экстремальный» имеет значения «крайний, предельный; выходящий за рамки обычного». Оно происходит от латинского «extremus» («крайний»), которое, в свою очередь, восходит к латинскому «exter» («находящийся вне, наружный, внешний»), где «ex-» – «из, вне», а «ter-» – «земля».

Того же гнезда слова «термин» («первоначально межевой, пограничный столб»), «терминатор» («находящийся между двумя территориями»), «интерес» – первоначально «быть (esse) между (inter)».

Об опасности покидать территорию племени могут указывать такие слова:

– слово «перипетии» («блуждания за гранями границ, на периферии»), где греческое пери- происходит от πέραςимеет значение «край, конец»;

– болгарское «премеждие», связанное со словом «межа»;

– слово «чёрт», связанное со словами «черта», «чертить»; «очертания» предмета[8];

– слово «риск», связанное с украинскими словом «риска» («черта»), и, по всей видимости, с немецкимreisen («путешествовать»): сравните с рус. «рыскать» («бродить по местности в поисках добычи»).

А в отношении людей, живущих вне племени, за его границами, в языке сохранились лексемы, которые указывают либо на то, что чужаки являются потенциальными источниками опасности, либо на то, что они вызывали насмешку у соплеменников, слыли ненормальными. Например, лексема «странный», имеющая значение «чужой, непонятный; вызывающий недоумение» и связанная этимологически с лексемами «сторона», «страна», «посторонний». «Немец» – это первоначально никто иной, как «немой, не умеющий говорить нормально, то есть по-нашему, на нашем языке, непонятный».

Древние эллины всех негреков называли пренебрежительно «варварами», потому что любую другую, не эллинскую речь воспринимали как непонятную, как повторяющиеся звуки «бар-бар». Для древнего грека вся огромная населённая эллинами область – от Италии до Чёрного моря – была Эйкумена[9], что значит «жилая, обжитая страна». За пределами её могли жить лишь дикие и непонятные «варвары». Позже слово «варвар» у них позаимствовали римляне и обозначали им негреков и неримлян. Сами же римляне прозвали эллинов греками, что означает «те, кто разговаривают, как грачи»[10], то есть грубо и непонятно «каркающие».

Греки дали нам ещё одну группу слов, которую можно вспомнить в контексте нашего разговора. Это слова «экзотический», «экзотика» (< греч. éxō– «вне», греч. exōtikоs– «внешний, чужой, иноземный») – «1) находящийся извне принятого, обычного; дальний, чужеземный; 2) чудаковатый, необыкновенный».

Интересно, что китайцы в отношении чужаков пошли, пожалуй, дальше других народов. Они выработали термины, которые разделяют варваров на четыре категории. В основу такого детерминации была положена ориентация по сторонам света. То есть, варвары, живущие на севере, носили одно название, варвары, живущие на западе – другое и так далее. Такое различие может указывать на то, что китайцы не должны были путать чужаков-северян с чужаками-южанами или другими.

Можно найти связь между «заграницей» и «ненормальностью» и в других языках и культурах. Например, нидерландская лексемаzónder («без, кроме»), нидерл. zónderling («странный человек; чудак») и нидерл. zónde («грех»). Видимо, первоначально грехом считалось покидать территорию племени и все вытекающие отсюда последствия.

Интересно, что в философии есть термины, указывающие на отсутствие границ, но для передачи этого понятия язык всё равно так или иначе опирается на понятие границы. Так, например, «безграничный», в украинском языке «безмежний» с тем же значением, «абсолют» («безусловное, совершенное начало бытия»)[11], «трансцендентальный» («запредельный по отношению к какой-либо определённой сфере, к миру в целом»)[12]. Все эти термины вырабатывались уже не языческими родоплеменными культурами, а культурами наднациональными, культурами мировых религий.

В заключение вопроса о развитии сознания внутри племени хотел бы подчеркнуть, что в идеале национальные (то есть языческие) и мировые религии должны не бороться между собой, а образовывать гармоничное единое целое. В мировой практике можем увидеть проявление подобного целого в японской культуре. Национальная религия синтоизм в ней образовала комплекс с такой мировой религией, как буддизм. Ни одна мировая религия не может не соотноситься с духами стихий, минералов, растений и животных. Этим существам тоже нужно уделять должное внимание, относясь к ним с уважением.

А с другой стороны, нужно стремиться к тому, чтобы сами мировые религии стали составными частями общечеловеческого духовного образования, которое русский духовидец Даниил Андреев назвал «Розой Мира», религией целого человечества, религией итога. Подобно пчёлам, которые для мёда собирают нектар с цветов самых разных растений, так и религия человечества должна объединить в одно общее целое достижения всех национальных культур, без уничтожения их неповторимости и очарования.

 

 

Развитие индивидуального сознания

 

Теперь время опять перейти к индивидуальному сознанию, на которое, впрочем, распространяется и всё вышесказанное. Когда сознание осваивает какую-то область пространства, его природа толкает его к дальнейшему росту и развитию. Представим себе сознание в виде самосознающего центра и множества отростков от него – отдельные знания этого сознания по тому или иному вопросу. Именно этот центр и есть наше «Я», которое имеет выход на нашу индивидуальную монаду, а через неё связано с Абсолютом.

Наступает момент, когда при конкретном воплощении этот центр самосознания включается. Человек начинает понимать, что есть он, а есть не-он. Каждое из последовательно получаемых этим человеком знаний, охватывает какую-то область пространства и связывается с центром ментально-энергетической нитью.

Чем больше и интенсивней работает сознание, тем больше от его центра отходит таких нитей, тем всё больше мостиков образуется от него к другим сознаниям-составляющим Вселенную. И при этом связь от центра постоянно обеспечивается с любой из этих областей. Связующие нити находятся, так сказать, в режиме ожидания. Но как только центру понадобится та область пространства, с которой они связаны, как они тут же пропускают через себя необходимую энергоинформацию.

Чтобы было понятней то, о чём я сейчас сказал, приведу пример. Так, нормальный человек осознаёт себя, что он есть нечто существующее независимо от тела, а тело – это только то, что временно вмещает его истинного, его настоящее «я». Это «я», существующее в каком-то смысле само по себе, осознаёт, что его имя такое-то, фамилия такая-то, национальная принадлежность такая-то, пол такой-то, социальное положение такое-то, гражданство, профессия и прочие вещи аналогично.

Человек не может думать об этом всём одновременно и осознавать всё это сразу. Но в любую минуту его сознание готово «выдать на поверхность» любую информацию о себе. То же самое можно сказать и базе данных этого сознания об окружающем его мире.

Теперь представим, что это сознание, занимающее определённый объём пространства, во время своей жизнедеятельности увидело или столкнулось с чем-то новым для себя, лежащим за пределами освоенного им прежде, – с чем-то, что вызвало его интерес, но своим объёмом превышает его объём, крупнее его. Естественно, что это новое для данного сознания является сложным и непонятным. Подобно слепому, это сознание вначале должно ощупать его своими рецепторами. А в основу понятия «рецептор» положено латинское capio, имеющее значение «брать, принимать; получать; привлекать»: сравните со словом «внимание», в основу которого положено «имати» («брать, взять»).

Когда сознание познало объект, привлёкший его внимание, снаружи, составило себе представление об его форме, то дальше нужно познать его суть. А для этого необходим процесс, похожий по своей сути на то, как мы едим. Например, мы не можем сразу пережевать весь кусок хлеба или другой пищи. Что мы делаем? Мы откусываем от большого куска маленький, такой, который без труда сможем поместить в свой рот и пережевать. Потом мы откусываем следующий кусочек и делаем то же самое. И так повторяется до тех пор, пока мы управимся со всем большим куском пищи.

Аналогичным образом поступает и наше сознание. Оно разбивает объект своего познания на отдельные кусочки, соизмеримые для него с понятием «простой», и последовательно, по одному начинает их исследовать. Во время познания каждого из этих отдельных частей наше сознание расширяется на некоторый объём, соответствующий объёму познаваемой части. С каждой последующей частью сознание становится всё больше и больше в своём объёме. Когда же им исследована последняя часть, то оно уже может вместить в себе сразу все части целого, то есть того объекта, который заинтересовал это сознание и который теперь надо восстановить как нечто целое.

И тут начинаются мучения по «прозрению» первоначальной композиции, восстановлению правильного сочетания её частей между собой. Когда же сознание прозревает эту первоначальную композицию, тогда она уже вся как одно целое переходит в разряд простой, условно говоря, вещи. И дальше уже сознание в себе сберегает её как единицу информации, которую при надобности оно всегда может разложить на составные части, в случае необходимости использовать любую из них или же сложить в одно целое.

Теперь сделаем лингвистическое отступление, чтобы показать, как же описанный процесс отображается в языке. Во-первых, само понятие «сложный» уже указывает на то, что оно «складывается» из каких-то частей. Мы называем сложным только то, что ещё не постигли, не исследовали в достаточной степени.

Название процесса исследования указывает на то, что мы идём по чьим-то следам, то есть постигаем вещь, созданную кем-то прежде. Того же этимологического гнезда болгарская лексема «следвам» («изучаю»), лексемы «следить» (по сути, изучать), «следствие» («попытка восстановить целостную картину»), «последствие» («конечный пункт-результат какого-то процесса»), «наследство»[13].

Если мы прилагаем свои усилия для осуществления какого-то вида работы, то последствие этого процесса можно ещё назвать словом «достижение», которое этимологически родственно лексемам укр. «стежка» («тропинка»), «стига», «постижение», «стяг».

Родственны им также такие слова: болгарское «обсег» («сфера действия; охват»), русские «шаг» и диалектное «сяг» («расстояние, на которое можно шагнуть»), украинские «обсяг» («объём»), «досягнути» («достичь») и «осягнути» («постичь; охватить (умом, зрением)»). Постичь какую-то проблему – это действительно охватить её рецепторами своего сознания как внешне, так и внутренне, понять её до конца.

По-настоящему достичь цели – это этап за этапом пройти весь путь к её осуществлению, замкнуть в кольцо начало с концом, не зависимо от того, о каких вещах идёт речь – о материальных или о ментальных. Не случайно связаны между собой слова «ум» и «уметь». Возможно также, что давнее этимологическое родство стоит и за их похожестью с лексемами «дума» и «думать». А замкнутость в кольцо в языках выражается тем, что понятия «круглый», «целый» и «полный» в некотором смысле являются синонимами.

Достичь чего-то, «исполнить» – это всё равно, что наполнить его форму, имеющийся объём нужным количеством вещества, психической энергии и труда. Когда объём заполнен, заключённая в нём идея начинает свой процесс жизнедеятельности. Сравните слова общего этимологического гнезда «начало»[14], «конец», украинские «досконалий» («совершенный»), «переконання» («убеждения») и «закон», производные основы «конъ», имеющей значения «предел, начало, конец, граница». Закон может только тогда действовать, когда его, условно говоря, тело-форму его создатель наполнит всем необходимым.

По своей семантике, смысловому полю, во многом родственны приведённым выше словарным группам, к которым относятся «стига» и «следвам», также лексемы «стадия»[15], «степень», «ступень», «поступок», «проступок», «преступление»[16], «градус» в значении «ступень или мера чего-нибудь»[17] и связанная с ним лексема «ингредиент» («входящий в состав»).

Каждая из этих лексем тоже в какой-то мере отображает этапы пути. Так, например, лексема «поступок», связанная со «ступать», указывает на какое-то действие, которое может стать началом нового пути. Вспомним иерархическую последовательность в выражении «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Недовольным своей судьбой надо искать причину такого положения в своём прошлом. Кармический закон фиксирует не только каждое наше действие, но и учитывает даже наши мысли, а также мотивы каждого нашего поступка. Другое дело, что мы не всегда придаём значение тому или другому нашему поступку и когда он прорастает в нашей судьбе, то его появление может для нас оказаться полной неожиданностью.

Лексема «судьба» имеет такие синонимы, как «удел»[18] и «доля» с той же семантикой. И чтоб мы смогли изменить нашу судьбу, нам не надо хвататься сразу за всю судьбу. Нужно начинать с самого малого – сделать первый поступок-шаг в сторону той судьбы, которую мы хотели бы иметь, потом – второй, третий и так далее, пока они не закрепятся в привычку. На это же косвенно указывает слово «преодолевать» (имеем ввиду трудности). Преодолевать – это не что иное, как продвигаться вперёд, разбив путь на доли-участки, «брать штурмом», побеждать как каждое из этих препятствий по очереди, так и всё испытание в целом, «достигать его предела»[19].

Теперь несколько слов скажем о вышеупомянутых лексемах «простой» и «прозревать», которые венчают собой процесс обратного собирания частей в целое.

«Простой» и «просто» имеют в себе основу «сто-» – ту же, что в слове «стоять» и связанную с немецкими verstehen(«понимать») и stehen– «стоять». То есть, понять что-либо – это в духовном понимании «стать на ноги» в этом вопросе, утвердиться.

И, как это не удивительно покажется на первый взгляд, «просто» стоит рядом с лексемой «простить» и в этимологическом, и в эзотерическом смысле. Для того, чтобы кого-то простить, нужно сперва его понять. А это трудно осуществить, если мы не проделали сами путь от греха, к которому привёл наш определённый проступок, до расплаты за него, осознания в чём именно мы были неправы и исправления последствий.

Грех – это в буквальном смысле «ошибка», неправильное действие, которое может возникнуть из-за поспешности или недостаточных знаний о себе, своей природе и природе окружающего нас мира. Ошибка в итоге приводит к потере целостности, к недостатку, духовной, а позже – и физической инвалидности.

Вспомним по этому поводу, что слова «оплошность» и «плохой» берут начало от «оплохъ», имеющим значение «ошибка». А немецкоеFéhler, которое означает:«1) ошибка; погрешность, промах; неправильность; недоразумение, заблуждение; опечатка; 2) порок, изъян, недостаток, дефект; 3) сбой», родственно немецкомуFéhlen («отсутствие») и немецкомуféhlen («1) недоставать, не хватать; 2) отсутствовать; 3) высокопарно ошибаться; провиниться; согрешить»).

Когда же мы сами прошли какой-то определённый путь от альфы до омеги, то узнали на личном опыте, какие последствия могут быть от такого-то поступка. Мы способны сразу прозреть все основные этапы, ожидающие ступившего на подобный путь и предупредить его об ожидающей опасности, и даже подсказать, как нужно будет из неё выбираться, если человек сразу не придаст значения нашим словам и до него начнёт доходить их смысл лишь после того, как он начнёт пожинать первые плоды своего греха.

В украинском языке есть ещё синоним глаголу «простить», который звучит как «пробачити» и является производным от лексемы «бачити», что значит «видеть». А «видеть», как, наверное, известно читателю, имеет общую основу со словом «ведать», то есть «знать». Процесс веданья во многих языках связан со светом. Вспомним поговорку «Ученье – свет, а неученье – тьма». Возможно, не случайно лексема «свет» так похожа на основу «вет-», встречающуюся в словах «привет», «приветливый» и на иной ступени чередования дающую «ведать», «вежливый», «невежда».

По ходу скажем о таком интересном выражении, как «отведай моей пищи», которое имеет не только значение «поешь, покушай её», а и «узнай о ней». Вспомним о том, что мы говорили о связи «кушать» и «кусок» с процессом разделения целого на части с целью познания. Не случайна и связь слов «кусать» со словом «вкус» – качеством, характерным для тех сознаний, которые уже имеют какие-то знания (мы не будем сейчас вдаваться в подробности, насколько эти знания истинные).

Процесс «прозревания» сознания в каком-то вопросе аналогичен процессу «созревания» у растений. По сути, что такое «созреть» – это накопить нужное количество энергии, получаемой растением через свет. Когда мы говорим, что ещё не созрели для решения какого-то вопроса, то мы тем самым говорим, что не набрали нужного количества опыта(знаний)или сил.

Интересно, что в английском языке для отображения понятия прозревания есть лексема inside, которая, по всей видимости, является производным от слова side, имеющее значение «сторона». Чтоб легче объяснить такую связь, я вначале приведу такой пример. В языке есть 4 вида выражений, которые мы можем считать семантическими синонимами. Говоря о больших познаниях кого-то в какой-то сфере, мы можем употребить такие выражения: «у него глубокие познания», «он обладает обширными познаниями», «у него высокий уровень знаний» и «он тонко понимает».

Мы можем для наглядности обратиться к нашему трёхмерному пространству. Не составит особого труда представить себе, куда могут идти такие величины, как «высокий», «широкий» и «глубокий», куда их можно отложить на трёх плоскостях. Но скажите, пожалуйста, куда мы отложим понятие как «тонкий», «тонкое понимание»? А ведь наше сознание понимает, что все четыре выражения равноценны. Тут и могут прийти на помощь английские insideи side.

Представим наше сознание в виде линзы, которая собирает солнечный свет в один пучок и посылает его на определённом расстоянии от поверхности какого-то предмета в одну точку. Энергия света, собранная с площади, равной кругу, заданному диаметром линзы, в одну точку обладает уже качественно другими свойствами, нежели обычный солнечный свет. Вскоре происходит вспышка, если свет попадает на предмет, способный гореть.

То же самое происходит и с сознанием, посылающим всю свою энергию на одну проблему. Задумайтесь над словом «сосредоточиться». Оно обозначает процесс, аналогичный собиранию линзой солнечного света: среда в данном случае – это энергия данного сознания, посылаемая в одну точку-проблему. Когда люди медитируют на точку на стене, то, если они это делают правильно, рано или поздно, подобно кумулятивному снаряду «прожигают» эту точку, и, скажем так, оказываются по ту сторону стены. То есть сосредоточенное сознание попадает на вышеупомянутую другую сторону, а точнее, в другое измерение. Когда мы что-то «уточняем», то мы тоже собираем своё сознание в одну точку, направляем его через вектор внимания на то место, положение, которое хотим выделить для более тонкой работы с ним.

Подводя своеобразный итог нашим эзотерическим выкладкам в отношении постижения сознанием целого через его составные, скажем ещё несколько слов в данном контексте о творчестве. Почему всегда трудней даётся начало и конец любого дела? Потому что в начале нам нужно накопить энергию на прозрение целого, создание для него соответствующих условий. А потом, когда начинается следующий этап работы над этим новым, то мы делим весь объём работы на составные (этапы, детали, компоненты, части и т.д.). И тогда работать становиться легче, ведь охватить сознанием часть значительно легче, чем целое. И так человек уже спокойнее работает над каждой из составных.

Но, как мы уже говорили выше, этот относительный покой заканчивается, как только он подходит к завершающей стадии – соединению частей в целое. Тут начинается новый виток мучений, но уже иного рода. Однако переходные периоды отличаются и возрастанием степени свободы. Человек уже освобождается от прежнего режима (формы работы), образно говоря, выходит на перекрёсток, где у него появляется возможность пойти по какой-то из дорог. И поэтому тьма так особенно старается нас сбить именно в переходный период, запугать новыми страхами, скрывая при этом новые возможности.

 

 

Отображение понятий целое и часть в языке

 

Начнём с того, что понятий, так или иначе касающихся целого и части в языке довольно много, не сказать даже множество. И мы не будем пытаться охватить их все, а возьмём только часть. Но я полагаю, что даже этой части будет не так уж и мало.

Начнём с такого слова, как «ас», имеющего значения «мастер своего дела, дока, виртуоз». В латинском языке слово asпервоначально обозначало «целое как единицу, двенадцатую часть которой называли унция (uncіa)»[20]. Лексема аsперешла во французский, немецкий, польский и другие языки и стала иметь кроме первоначального ещё такие значения: «туз; одно очко», а позже «ас, мастер». То есть, мастер – это тот, кто прошёл все этапы освоения какого-то дела[21] и соединил их в единое целое.

Единое, потому что это та мистическая единица, о которой в своё время говорил выдающийся посвященный Пифагор, что она рождается из нуля, из пустоты, а потом начинает делиться и даёт начало всем числам и самой Вселенной. На некоторых этапах своего деления единица образует какую-то целостную композицию, а затем идёт дальше – в бесконечность, которая одной своей гранью замыкается на породившее её ничто.

Но это всё метафизика, в которую мы сейчас не будем углубляться, а обратим лишь внимание, что только что упомянутое слово «композиция» – это та лексема, которая тоже отображает целое, состоящее из частей. Композитор – это человек, который соединяет, связывает в единое целое части[22]. Другое дело, какой это композитор и как он соединяет эти части – согласно космическим законам и образуя жизнеспособное и жизнедающее целое или уродов и инвалидов, подобно тому же горе-врачу из фильма «Знахарь» или Франкенштейну.

Древние греки, эллины, понимали под словом «гармония» созвучие разнозвучных частей. В этом простом на первый взгляд определении содержится великая мудрость. Если композиция состоит только из идентичных частей, она будет однообразна и неинтересна. То есть в ней не будет жизненного тонуса. И наоборот: если в композицию включено слишком большое количество разнообразных частей и каждая из них будет стремиться привлечь внимание только к себе, тогда композиция будет кричащей. Она очень быстро вызовет усталость и непринятие, отторжение со стороны слушателя или зрителя. Композиция должна иметь определённое соотношение между созвучными и разнозвучными составляющими её частями. И нахождение правильной меры в их соотношении – одна из сторон проявления искусства композитора.

Построение нормальной композиции ещё можно назвать «сочинением», берущим начало от др.рус. «чинъ»(«порядок; действие; время, пора»), образованного от основы, параллельной др.инд. cáyati(«собирает, строит»). Русское слово «чинить» первоначально означало «следить за порядком», далее – «делать что-либо» > «исправлять». Кстати, украинское слово «вчинок»имеет значение «поступок», то есть понятия «чин» и «ступать» связаны между собой понятием «ряд». А ст.сл. «восчинати» имело значения «пересматривать решение, передумать иначе, перерешать», то есть, на тонком плане это аналогично тому, что человек возвращается в то место или время, когда началось «бесчинство», беспорядок, чтобы потом пойти другим путём.

Со словом «композиция» тесно связана лексема «компонент» – «составная часть чего-то». Обычно компоненты, составляющие рецепт приготовления чего-то, набор составных, в своём количестве чётко ограничены, особенно, если мы говорим о лечении, например о гомеопатии или о микстурах. Размер или объём компонентов определяется понятием «пропорция», которое также указывает на взаимосвязь отдельных частей-порций между собой. А к лексеме «пропорция» примыкает также слово «корпорация», имеющее значение в латинском языке «объединение, сообщество».

Отметим, что число составных частей и определённый их размер, пропорция, характерны и для такого выражения, как «белый свет», синоним понятия «мир Божий». Если один из составляющих цветов будет представлен в количестве, меньшем нормы, или же наоборот, превысит её, будет в избытке, то есть, условно говоря, если будет нарушен «рецепт света», то он больше не будет белым или прозрачным. А при естественном разложении света в атмосфере Земли образуется такое природное явление, как радуга, чьё название связано с чем-то чистым и радостным. В украинском языке есть два названия этого явления. Первое из них – «райдуга», – как можно легко заметить, означает «дуга рая», а другое – «веселка», – указывает на то, что она радует, греет душу.

На связь целого и части указывает такое слово греческого происхождения как «система», имеющее буквальное значение «целое, состоящее из частей», то есть тем. На части-темы мы разбиваем какую-то науку, дисциплину, которую предназначаем для обучения других.

В чём-то похоже на лексему «система» греческое слово «синтез», имеющее значение «соединение, связывание какой-либо группы явлений в единое целое», а в науке – «метод научного исследования явлений во взаимосвязи и взаимодействии их частей». Вспомним в этой связи лексему «синтетический», обозначающую нечто полученное в результате синтеза и ещё недавно воспринимаемую как триумф науки, а вскоре, как несущее ею проклятие: синтетические цветы, еда, напитки, материалы и так далее. Употребляя всю эту синтетику мы и сами незаметно для себя становимся синтетическими.

А иногда дело доходит до того, что тело некоего человека после смерти не разлагается, потому что его хозяин принимал большое количество пищи, содержащей современные синтетические консерванты. Тело его становится своеобразной мумией, которая, как можно догадаться, способна создать определённые проблемы для живущей прежде в этом теле души и тем самым вызвать для неё дополнительные страдания.

Слово латинского происхождения «комплекс» («совокупность, сочетание предметов, явлений или свойств») этимологически родственно лексеме «комплект» («полный набор каких-либо предметов, в совокупности составляющих что-то целое»), берущей начало от латинского completus– «наполненный, полный». Обратим внимание читателя, что комплект – это не просто наличие каких-то компонентов, деталей, и не ситуация, когда определённых (одинаковых) составляющих может быть переизбыток, а других вообще не быть. В идеале для комплекта характерен набор определённых комплектующих и каждое из них должно быть в определённом количестве[23].

Передают идею связывания в одно целое и многие другие слова с префиксами «ком-», «кол-», «кон-», «сим-», «син-», «сис-», «со-».Так, например, лексемы: «компот», «комбинат», «команда», «комбинация», «комментарий», «коммуна», «компания», «коллеги», «коллектив», «конспект», «консолидация», «конструктор» (буквально «составитель»), «симбиоз», «симпатия», «синкретизм», «синедрион», «синклит», «синод», «синтаксис»[24] – раздел филологии, изучающий связь слов между собой, законы построения из них предложений и текста.

Кстати, само слово «текст» происходит от лат.textus, имеющее значения«ткань, сплетение, соединение». Хотел бы в этой связи вспомнить один мультфильм о ветхозаветных временах. Чтобы объяснить мальчишке наглядней, что нам ещё не всё может быть доступно для понимания в замысле Бога и в том числе – наша роль в Его планах, один мудрец указал ему на ковёр и сказал, что отдельно каждая нить может и не догадываться о той роли, которую она выполняет в рисунке ткани. Но это никак не умаляет её роли.

К понятию целого восходят и такие слова, как «общаться», «сообщать», «союз», «социум», «коалиция», «кооперация», «йога»[25].

Можно также вспомнить лексемы «университет» (в латинскомuniversitas – «совокупность») и «группа», берущее начало от итальянского gruppa («узел, группа»), восходящему к провансальскому gropar («связывать»).

Отметим также лексему «концепция», берущую начало от латинского conceptus– «мысль, представление». Как вы знаете, значения лексемы «концепция» то же указывают на некую целостность: 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.

Отдельно хочется сказать о таком слове, как среднелатинское algebra, являющимся переоформлением арабского al-gabr, что буквально означает «восстановление (разрозненных) частей». По большому счёту именно алгеброй мы с вами и занимаемся, когда пытаемся через части прозреть целое, а в духовной работе – замысел Бога.

Если же говорить отдельно о понятии «часть», то кроме вышеупомянутых лексем я б привёл лексему «деталь», которая считается заимствованием из французского, где dеtail – «деталь, часть». Она образована от французского словаdеtailler(«резать на куски») и восходит клатинскому tаliаreсо значением «резать на части». Лат. taliare связано с лат. talea(«колышек, ветка, побег») и сокоренно греч. «талис»(«взрослая девушка»[26]).

Того же корня и лексема «талия» («то, что делит тело на две части»). В немецком Teil («часть, доля; тех. деталь; элемент, часть; юр. сторона; удел, доля (человека)») и Teilnahme(«участие; соучастие, сообщество; участие, сочувствие, сострадание, симпатия»).

Можно вспомнить и такие лексемы как «дробь», связанную с «дробить», «подробности», а также «пай», «паёк», берущие начало от тюркского «пай» («часть, жребий, счастье»).

Но, пожалуй, самым ярким словом, отображающим понятия целое и часть, есть «счастье». Снего мы начнём излагать следующий пункт нашего плана.

 

 

Счастье как многофункциональный процесс

 

Как мне кажется, мы уже достаточно разобрались в том, что счастье в духовном понимании – это гармоничное соединение нужного количества частей в правильную композицию. А теперь попробуем взглянуть на понятие счастья под другим ракурсом. Я в своё время задумался над таким вопросом: счастье – это больше состояние или процесс?Относительно себя я понимал, что больше воспринимал его как состояние, к которому должен стремиться человек. Примерно так же его воспринимало и большинство людей, которым я стал задавать вопрос, что такое счастье в их понимании. Со временем я стал придерживаться мнения, что счастье всё-таки больше процесс, чем состояние и сейчас попробую изложить свои рассуждения по этому поводу.

Если мы говорим о какой-то конкретной среде, в её условиях должна выстроиться своя иерархия качеств сознания в зависимости от степени значимости их для данных условий. Когда происходит смена иерарха, соответственно меняются и условия. А как только поменялись условия, меняется и соподчинённость качеств между собой. То, что в предыдущих условиях было первым, в теперешних может стать семнадцатым;то, что было вторым – станет тринадцатым или ещё каким-то;то, что было тридцать шестым – станет первым, а восьмое может стать вторым и так далее.

Когда вести процесс начинает ещё один иерарх, то соподчинённость качеств ещё каким-то образом меняется. И то, что было в предыдущих условиях, например, первым, может теперь стать тридцать девятым, второе может переместиться даже на какое-то сорок девятое место, третье – на четырнадцатое, двадцать пятое – на первое и так далее. То есть,нет чёткой определённости, что второе станет первым, третье – вторым, четвёртое – третьим и тому подобное. Порядок значимости качеств для каждого конкретного условия выстраивается свой, характерный только для него. И то сознание, которое научилось выстраивать в различных условиях свою, индивидуальную для этих условий, иерархию, уже становится способным жить в гармонии с окружающим миром. А когда сознание набирает опыт гармонии в разнообразных условиях, то оно становится уже мудрым.

Другими словами, мудрость – это способность видеть ситуацию как целостно, так и различать, что именно в ней самое важное, что стоит на втором месте по значимости, что – на третьем, а на что сможем обратить внимание только если всё остальное идёт хорошо. Естественно, что в экстремальных условиях мудрец в первую очередь будет заботиться о наиболее важных для этих условий качествах, потому что они в данное время жизненно необходимы.

Именно эта мудрость позволяет сознанию самому определять своё место в тех или иных условиях, находить свои сильные и слабые стороны, знать когда и чем ему лучше в этих условиях заниматься. Украинский философ Григорий Сковорода в своём мировоззрении выделял качество сродности[27], то есть до какой степени та или иная душа является созвучной тому или иному виду работы. Господь Бог и Его Иерархия для того нас и создали всех разными, чтобы каждому из нас было легче в конкретных условиях находить своё место и свой вид деятельности и не мешать друг другу, а наоборот, помогать и взаимодействовать. Состояние счастья возможно достичь только тогда, когда сознание правильно сделало свой выбор[28], правильно построило композицию из своих частей (то есть частей сознания), из того, чем это сознание владеет на материальном и на душевном уровнях, и из того, что существует вокруг него.

А теперь подошло время объяснить, почему я определил счастье не столько как состояние, сколько как процесс. Допустим, что сознание достигло высшей точки гармонизации между своим внутренним и внешним мирами. Но ведь изменяемся и мы сами, и окружающий нас мир. Галактики находятся в постоянном движении и несутся в разные стороны с неимоверно большими скоростями. А кроме того они вращаются около своих осей, а внутри их звёзды также перемещаются друг относительно друга, некоторые звёзды гибнут или превращаются одни – в чёрные дыры, другие – в нейтронные карлики, третьи могут взорваться, став сверхновыми и так далее. В то же время рождаются новые звёзды и происходит множество других важных глобальных событий, о которых современное человечество сейчас даже и не догадываются.

Одним словом, ни одна из существующих ныне композиций в Космосе никогда (только подумайте, что означает это слово!), никогда не повторится! Естественно, что есть какие-то идентичные процессы и существует понятие «цикличность»[29]. Но всё равно что-то в следующем периоде будет существенно отличаться от предыдущего. А это означает, что не может полностью повториться и та композиция данного сознания, которая обеспечивала гармонию на предыдущем этапе. Сознание тоже должно находиться в постоянном движении, в поиске гармонии при новых условиях, вносить определённые коррективы в полученный опыт и параллельно с этим осваивать какие-то новые для себя области, то есть развиваться. Интересно, что само слово «развитие», как отметил философ Лев Карсавин[30], является не совсем подходящим для обозначаемого им понятия, потому что эволюция, развитие – это не просто раскручивание спирали по некогда заданной программе. Нет, На каждом витке спирали сознаниями создаётся что-то принципиально новое – то, что не было заложено прежде.

Говоря другими словами, счастьем не может быть нечто такое, что однажды можно достичь навсегда и что останется неизменным. То есть счастье есть не столько состояние, сколько поиск гармонии в различных условиях. И поэтому очень ошибаются все те, кто решили, что самое главное для них – избежать Ада и попасть Домой, в Царство Небесное, а после этого они уже смогут «почивать на лаврах». Нет, вернуться Домой – это, образно говоря, только «программа минимум». И в Царстве Божьем души вовсе не бездельничают, а продолжают трудиться. Просто условия труда там несравненно легче, чем на земле, а значит, что и возможности для творчества неизмеримо больше.

Но с другой стороны, даже небожители не могут стать полностью счастливыми, пока есть миры, где демонические силы вершат свои тёмные дела. Не случайно великий русский писатель Фёдор Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» пишет, что мир не может быть по-настоящему счастлив до тех пор, пока в нём будет хотя бы одна слезинка ребёнка. И он определил нормальным то состояние сознания, при котором душа должна воспринимать грехи других людей как свои личные. Иначе говоря, сознание должно воспринимать весь мир как одно целое, как свой родной дом, и проявлять нетерпимость к тому, что делается в его доме не так, как надо, неправильно. Но даже и тогда, когда человечество сумеет полностью одухотворить все измерения своего дома, даже тогда, как мне думается, всё равно больше будет похоже не на состояние, а на процесс. А состояние, результат одухотворения какого-либо конкретного дела, – это только промежуточный этап на Пути бесконечного усовершенствования[31], эволюции Вселенной.

Как уже было сказано, для множества верующих людей вершиной счастья есть их попадание после смерти в Царство Небесное. То есть, в идеале они все свои устремления души сводят к одному – заслужить своими поступками попадание назад, Домой. Всё вроде бы правильно и логично. И до некоторой степени развития сознания человек, вероятно, иначе и не может рассуждать. Но когда мы с вами уже прошли такой путь в осознании целостности, то тут, на мой взгляд, должно начинаться переосмысление некоторых положений. Вы помните Евангельское положение, что вначале было Слово. И именно это Слово создаёт условия, некую среду обитания. В одной из таких сред живём и мы с вами. Но ведь эта среда подразделяется ещё на множество более мелких сред. Например, одной из таких сред являются горы, которые между собой с одной стороны имеют что-то общее, а с другой стороны и достаточно сильно отличаются. Нельзя сказать, что Балканы сильно похожи на Татры, Анды или Памир.

То же самое можно сказать и в отношении лесов, полей, рек и так далее. Каждое из этих природных образований в эзотерическом смысле есть созданием-творением какого-то своего «слова», то есть иерарха, духовного существа, и им же поддерживается. Каждое из таких существ входит в космическую иерархию, которая в Библии носит название «Лестница Якова», и одновременно является составной частью своего синархического уровня. Так, например, духи гор в чём-то идентичны и образуют группу существ, находящихся на одном иерархическом уровне и взаимодействующих между собой по принципу синархии.

Говоря о людях, можно сказать, что в чём-то жители гор будут похожи между собой и отличаться от лесных или степных жителей. В то же время, горцы то же имеют между собой отличия и порой существенные. Теперь подошло время обратить внимание на то, что не только условия отличаются между собой огромным количеством разнообразий, но и сами люди тоже. Только представьте себе количество комбинаций, если мы наложим разнообразные условия на разнообразные характеры. И всё это должно между собой как-то взаимодействовать и взаимодополнять друг друга. Это настолько сложный механизм, что наше сознание его ещё не способно вместить в себя и постичь. Но мы можем и должны уже сейчас делать свои первые шаги на этом пути.

Итак, человек по своей природе был создан «по образу и подобию Божьему». Слова «по образу» можно понять как то, что в нём заложено всё, что имеется во Вселенной, являющей собой воплощением Бога, – всё, но только в микромасштабах. Подобие же наше Богу заключается в нашей способности творить, делать из множества разных составных какие-то новые композиции. Человек – это многофункциональная система, которая в различных условиях проявляет разные свои качества. Причём все эти качества в человеке присутствуют одновременно. И между собой они образуют одновременно иерархию и синархию.

 

 

Целостность в природе

 

В природе всё построено на базе уже вспоминаемых двух принципов – иерархии и синархии. Иерархия охватывает всю Вселенную – от самого верха, первоисточника проявленного мира, до самого низшего уровня, который своими размерами может быть в тысячи или даже в миллионы раз меньше, чем самая малая составная (элементарная) частица атома. Вполне возможно, что наша наука ещё не смогла подойти даже на расстояние мысленного взгляда к вершинам и глубинам этой огромной библейской «Лестницы Якова». Сознание обыкновенного человека охватывает самые близкие к нему уровни, более или менее сопоставимые с физическим телом человека. Но самые смелые новаторы, идущие по тернистому пути с желанием постичь Истину, могут шаг за шагом преодолевать многие ограничения.

На любом иерархическом уровне существуют относительно равные по силе и степени своего развития сознания, которые на этом уровне создают свою синархическую систему – систему взаимодействия соразмерных частей, которые её составляют. Тут можно перечислить такие образования, как коллективы, команды и экипажи, группы, общественные организации и так далее. Сама лексема «организация» может быть использована как иллюстрация к вышесказанному. Но любая человеческая организация состоит из отдельных индивидов, то есть организмов, которые в свою очередь состоят от органов. Взаимодействие между органами образует синархию организма, взаимодействие между организмами образует синархию организации, которая в свою очередь является частью чего-то большего – населения города, страны, континента и так далее.

А иерархия проявляется в соподчинении и одновременно с этим в сотрудничестве на различных уровня: атомные частицы – атомы – молекулы – органоиды – клетки – органы – организмы – организации – человечество – планета вместе со всеми её обитателями – звёздная система – галактика и тому подобное. Совокупность всех этих составляющих в сущности образует то, что в духовной практике принято считать космическим братством.

Любое сознание должно работать не только на своём уровне, взаимодействовать не только синархично с относительно равными ему сознаниями, но и входить в сотрудничество с близкими ему другими уровнями существ – стоящими и на более высоких, и на более низких ступенях в космической иерархической лестнице. И чем больше таких уровней проектируется в конкретном сознании, тем более гармоничным может стать это сознание и тем больше пользы может оно да принести и другим, и самому себе.

Мы взяли эту схему в довольно обобщённом и упрощённом виде, чтобы было возможно хоть что-то сказать об иерархии и синархии. Но на практике любая из составляющих частей на каком бы то ни было иерархическом уровне имеет куда более сложную структуру. Как пример можно взять атомы углерода, которые только соединяясь между собой могут образовывать три аллотропные[32] формы – графит, уголь и алмаз. А в соединении с атомами других химических элементов эти атомы образуют огромное количество других веществ-композиций.

Но при этом надо заметить, что структура целого усложняется ещё больше от наличия не только физического, но и астрального, ментального и других планов и от взаимодействия между ними. А каждый из этих планов в свою очередь подразделяется на несколько подпланов. Понятия тело – душа – дух дают нам только очень упрощённое понимание структуры человека. А правильное взаимодействие между этими тремя составляющими определяет и наше здоровье, и счастье.

Скажем ещё два слова о здоровье в эзотерическом смысле. Оно может быть рассмотрено как сложная композиция, обусловленная, как мы уже видели, как необходимым количеством частей, так и правильным их взаимодействием между собой, правильной их организацией. Нарушение правильной композиция ведёт к повреждению, к инвалидности, название которой в переводе с латинского буквально означает «бессилие». Не случайна связь на слов «цель», «исцеление», «поцелуй», «целостность», «целомудрие». Чтобы человек был действительно здоров, он должен иметь все компоненты здоровья.

Синонимом этого понятия является и русская лексема «дюжий», связанная семантически и этимологически с лексемой «дюжина», то есть с числом двенадцать. В украинском языке есть слово «видужати» («выздороветь»), связанное с лексемами «дюжина», «дуга» и «радуга». Семь цветов радуги вместе дают белый цвет, в основе которого положено взаимодействие трёх основных цветов – красного, жёлтого и синего – взятых в определённой пропорции. В свою очередь семь цветов соответствуют семи степеням в музыке, которые дают октаву. А она имеет двенадцать полутонов.

Хочется также отметить одно такое явление человеческой психики, которое условно назвал бы «антицелостностью»[33]. Имею в виду закомплексованность. В сущности она является совокупностью (комплексом) отдельных недостатков, то есть недоразвитых качеств человеческой личности[34]. Такой комплекс будучи слабой стороной человеческого сознание легко превращается в центр демонических сил в этом сознании.

За всяким отдельным несовершенством стоит конкретный соответствующий демон. В комплексе они соединены между собой на подобии членов бандитской группы. Если сознание решит бороться сразу со всеми этими недостатками одновременно, тогда демоны сплачиваются и противостоят коллективно усилиям данной личности. Поэтому может быть самым лучшим способом для этого человека, чтобы он применил принцип разбивания целого на части.

То есть человек должен бороться с отдельными своими недостатками побеждая их един за другим, а не браться бороться сразу с целым «набором» своих недостатков. Тут вспомним о сказанном выше, что и свою судьбу человек должен изменять постепенно, начиная с самых простых вещей – поступков.

Как пример представим себе ладонь какого-то недоброжелателя, который выхватил у нас что-то очень дорогое нам и сильно зажал это в кулаке. Единственным верным способ разжать этот кулак является его раскрытие не всего сразу, а палец за пальцем, начиная с мизинца.

С каждой победой над самим собой наше сознание всё легче и легче преодолевает свои недостатки, которые ему мешают проявляться в своей положительной сущности по пути к своей божественной целостности.

Аналогичным образом человеческое сознание может освободиться и от того серьёзного и главного повреждения, которое было ему нанесено в незапамятные времена библейским Змием. Это повреждение было нанесено не конкретно какому-то отдельному человеку, а всему роду людскому одновременно[35]. После того, как миссия Иисуса Христа среди людей была прервана, человечество потеряло возможность вернуть эту целостность менее болезненным путём[36]. И поэтому пока к спасению людских душ путь лежит не через спасение сразу всего человечества, а через спасение отдельных его представителей.

То есть, здесь мы видим ситуацию, напоминающую ту, что складывается и при борьбе с закомплексованностью: нужно начинать работать с малого, с отдельно взятого человека. В этой связи хочется напомнить, что человеческое сознание – это совокупность отдельных составляющих-знаний, которые условно можно сравнить с атомами углерода, из которых возможно построить либо хрупкий графит, либо играющий всем спектром света (= космических энергий) алмаз, то есть космическое сознание.

Но проблема состоит в том, что наше сознание формируется не просто спонтанно, а во многом хаотически, не в достаточной степени упорядоченно. Сознание должно постоянно работать как над своим ростом, расширением-увеличением своих составляющих, так и над построением из них правильной композиции. Человек должен вспомнить, что он сотворён по образу (имеет идентичную структуру) и подобию Божьему (призван сотворить, входить в Его Иерархию демиургов). И здесь есть выход как на самоисцеление, так и на исцеление окружающего нас мира. Для этого нужно воспринимать мир целостно, прозревая замысел, который вложил Господь в каждую из составляющих этот мир частей-фракций. Тогда и в нас самих не будет хаоса, каждая часть будет ложиться на своё место и занимать свой объём.

Другими словами, прозревая замысел Господа и входя с ним в резонанс, мы кладём свои составные (части сознания) на свои места и постепенно исцеляемся. А когда человек достигает некоей степени просветлённости, тогда его внутренний мир-сознание становится «алмазом» – форпостом Сил Света. Прозревая и работая в направлении самовосстановления гармонии внутри себя, человек одновременно и впускает в себя Царствие Небесное, и сам входит в него, становится полноправным небожителем. Не зря Иисус Христос предупреждал, что Царство Божие «берётся силою» и что путь ко спасению лежит через узкие, а не широкие врата[37].

Окрепнув внутри себя, мы со временем сможем начать что-то исправлять и вовне, устраняя подмены и искажения, сделанные Врагом рода человеческого. Наступает момент, когда данный человек (составная часть рода человеческого) ощущает благословение свыше на помощь в выполнении подобной самовосстанавливающей работы другими сознаниями. Тогда нити Царства Божьего начинают проникать и в эти души. При этом хочется подчеркнуть, что это должна быть именно помощь, а не выполнение духовной работы вместо кого-то: даже усилия гениального врача будут бессильны спасти больного, который не станет помогать врачу бороться со своей же хворью.

Чем интенсивней происходит такое сотрудничество[38], тем ближе становится Отчий Дом для всех сознаний, участвующих в этой работе, тем ближе и спасение всего человечества[39]. И теперь уже в роли «атомов углерода» выступают не отдельные составные данного сознания, а каждое из сознаний сотрудников. Естественно, что от качества их взаимодействия зависят и успехи в отражении нападок тёмных. А они не могут не возрастать, потому что духовный статус отдельного сознания и группы может существенно отличаться. Отличается и статус сознания, только что осознано ставшего на духовный путь, от сознания, не желающего на него становиться, и от сознания, достигшего на этом пути определённых вершин. Не случайно в 11-й книги Учения Живой Этики, которая носит название «АУМ» сказано: «Широка область человечества. Вершиной своей она касается Высшего Мира в лице героев, подвижников; внизу она производит космический сор, который наполняет камни соседних планет. Непомерно расстояние между подвижником, уже осенённым Светом Высшего Мира, и подонками сорными».

Как говорится, пределу совершенства – в широком понимании этого слова – нет. И на каждом иерархическом уровне существуют свои критерии и степени построения целостности. Вполне понятно, что о тех целостностях, которые знаменуют собой вышестоящие уровни, мы можем либо догадываться (если речь идёт об близлежащих к нашему уровнях), либо вообще не иметь даже смутного представления. Но пусть это нас не сильно смущает – всему своё время и задел к деятельности на тех уровнях мы закладываем уже сейчас, когда начинаем прозревать, что такое целостность вообще.

Итак, направление изложенных в этом эссе рассуждений остаётся открытым для каждого, кто желает и может продолжить сам путешествие в эти мало исследованные нами области. Автор будет рад, если смог сделать хоть что-то в стремлении к высочайшему благородному делу – раскрытию святой Истины о миссии человечества – и в нынешней эпохе, и вообще в деле эволюции Вселенной.

 

Украина, г. Переяслав-Хм., 11.09.2010, сб.

 

 


[1] Лексема, отражающая идею, что индивид является составной частью чего-то большего.

[2] То, что может проявляться в достаточной мере при наличии свободы воли.

[3] Как утверждают знатоки китайской философии, способом постижения Дао и обретения целостности для даосов становится осознание закона Всеобщего соответствия, а нормой жизни – адаптация к природе и обществу посредством включения в «игру стихий». Изучение одного элемента (инь или ян) влечёт за собой познание его антипода. Рождается системность, целостность, при которой высшей точкой мастерства является гармония, равновесие противоположностей.

[4] Как утверждает автор книги «Вдохновение по заказу» Михаил Александрович Дмитрук, правое полушарие головного мозга оперирует в основном художественными образами, а левое – логическими категориями и речью. После травмы правого полушария, без художественных образов математики, физики, шахматисты становились неспособными к творчеству и могли решать только простые задачи. Важно также отметить,что многие связи предметов и явлений, зафиксированные правым полушарием, очень трудно выразить известными понятиями и логическими категориями (по законам анализа и синтеза) – до поры до времени они остаются неосознанными. Но эти связи неожиданно всплывают из подсознания во время творчества – выразив словами „невыразимое”, шагнув за пределы опыта, накопленного человечеством, художники создают шедевры, учёные совершают открытия. Выдающиеся творцы, сами того не подозревая, нередко вводили себя в состояние, напоминающее гипнотическое, когда подавлялось левое полушарие, а правое – активизировалось.

[5] Стихии воды, может быть, гор, лесов, лугов, степей, болот, пустынь и так далее.

[6] Духовно-магического обряда приобщения сознания к духу, эгрегору племени.

[7] Буквально не имеющий права голоса на собраниях племени.

[8] Это контуры, а слово «контур» общего происхождения со словом «туризм».

[9] От греч. «эйкос» – «дом».

[10] На латински graculus, graculi.

[11] От лат. absolutus– «безусловный, неограниченный».

[12] От лат. transcendo– «выхожу за пределы».

[13] Человек, получивший наследство как бы ставиться в последний след того, от кого ему достаётся наследство.

[14] Происходит от корня *ken- / *kon- («начало»), который в другом звуковом виде *kin связан с *kei («рубить») и буквально значит «срез; край». Впоследствии в слове *konъ > конъ развились и разошлись значения «конец» и «начало»: ср. выражение «из конца в конец» – «от края до края».

[15] От греческого «стадион» – первоначально «мера длины».

[16] Буквально «переступание за черту закона».

[17] От латинского «градус» – «шаг, степень».

[18] Понятие, которое можно связать со словами «делать» и «делить».

[19] Не случайно слово «преодолевать» происходит от основы «дол- / дел-», имеющейся и в лексемах «дело», «делить», «доля» («часть чего-то») и «предел».

[20] О числе 12 можно сказать, что оно обладает просто магическими свойствами. Как утверждает теософ Нина Рудникова в книге «Арканы Таро. Солнечный Путь», «самая сильная цепь состоит из двенадцати человек, разноокрашенных в смысле зодиакальных созвездий и гармонично соответствующих друг другу. Психологическая работа такой цепи может изменить историческое развитие целого народа. Дальнейшее разрастание цепи нежелательно, но желательно создание каждым членом новой, второстепенной, подчинённой цепи». Не случайно 12 находится на особом счету у многих народов и в самой природе. Вспомним 12 пар рёбер, 12 пар черепно-мозговых нервов, 12 пар часов в сутках, 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака, 12-летний восточный гороскоп, 12 полутонов в октаве, 12 израилевых колен, 12 положений рук архатов, оставленных Буддой монахам Шаолиня, положивших начало боевым искусствам Китая. Показательно также, что лексема «дюжина» этимологически связана со словом «дюжий» («сильный»).

[21] Можно предположить, число этих этапов-составных тоже составляет 12.

[22] Сравните со словом «симфония», которое буквально означает «созвучие».

[23] Для наглядности можно взять такую науку, как экологию. Одно из её положений гласит о том, что каждый из экологических факторов (вода, солнечное тепло, ветер и т. д.) имеет определённые границы своего позитивного воздействия на тот или иной организм – они различны как для каждого вида, так в некоторой степени и внутри вида для разных особей. Нехватка или переизбыток любого из этих факторов может привести к гибели данного организма. И при этом каким бы позитивным не было б воздействие всех остальных факторов, выход за пределы нормы одного из факторов не может быть компенсирован другими.

[24] В греческом «построение, связь, соединение».

[25] Лексема «йога» в санскрите имеет значение «соединение, сосредоточение, созерцание».

[26] То есть «та, которая должна уйти из этой семьи (рода) в другую» или, образно говоря, «та, которая будет отрезана (подобно ветви)»: ср. «невеста», которая в славянских родах считалась «отрезанным ломтем».

[27] Работа, трудовая деятельность человека должна соответствовать его природе, натуре.

[28] Интересно, что слово «ересь» в переводе с греческого означает «выбор». Часто, обвиняя кого-то в ереси, представители ортодоксальной церкви лишали человека и права выбора, пытались его подчинить только своей воли, тем самым поставив себя выше Бога. Свобода выбора, данная Верховным Творцом каждой монаде, в некоторой степени ограничила и Его Самого. Господь Бог остался по своей сути Всесильным, но уже перестал быть Всемогущим, потому что больше не может переступить через свободу воли своих творений. Свобода выбора несёт в себе не только права, но также и обязанности, ответственность за последствия своих поступков, желаний и даже мыслей. Свобода не должна перерасти во вседозволенность, в слепое потакание своим желаниям. Сознание должно прозревать суть своих желаний, не идти у них на поводу, а наоборот контролировать их. Не случайно одно из положений эзотеризма указывает на то, что Тёмные силы действуют на человеческое сознание не столько через мысли, сколько через астральный план, тело желаний (а точнее – через тела, потому что астросома состоит из 7 тел-подпланов астрала). Лексема «похоть» образована от слова «хотеть», а укр. «бажання» («желание») этимологически родственно укр. «багаття» («костёр»): правильные в космическом понимании желания согревают душу, делают её лучистой и светлой, а неправильные начинают жечь её огнём преисподней.

[29] На цикличность, периодичность указывают название времени в некоторых языках. Так рус. слово «время» этимологически родственно лексемам «вертеть» и «вращать» и указывает на некоторую повторяемость. Об этом же свидетельствует и рус. поговорка «всё возвращается на круги своя». Укр. «час» («время») сокоренно лексеме «часто», а англ. time имеет одновременно и значение «время» и «раз», а также «темп; такт; ритм».

[30] См. его книгу «Философия истории».

[31] Слова «совершенство» и «усовершенствование» тоже в некоторой степени подразумевают бесконечность, потому что берут начало от лексемы «вершина» (= вершить), а в эволюционном смысле за каждой новой вершиной возникают всё новые и новые перспективы, слагающиеся из освоения всё более и более высоких вершин. По большому счёту, предела совершенству нет, как нет предела самому понятию «Бесконечность», а вместе с ним и понятию «Вечность»: Верховный Творец развивается вместе со Своими творениями и не случайно в «Откровении Иоанна Богослова» Господь о Себе говорит: «Се, творю всё новое»! (Откр. 21:5).

[32] Аллотропия – это способность некоторых химических элементов существовать в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам.

[33] То есть то, что по своей сути противостоит целостности божественной, то, что соединено между собой на демонических началах и является целым только видимо. Составные такой «антицелостности» только временно соединяются между собой в борьбе со Светом, а между собой являются «соперниками не на жизнь, а на смерть».

[34] Сравните процесс нарушения целостности тёмными силами –по принципу «разделяй и властвуй» – с материальными предметами и организмами. Так «щербатый» – это тот предмет, от которого откололся кусочек и тем самым была нарушена его целостность. Но от того же корня и лексема «ущерб» – это уже понятие, которое касается и физического, и духовного планов. Другой пример – слово «зараза»,берущее начало от др.рус. «разить», то есть «бить», нарушать целостность: зараза-инфекция там набирает силу, где была уже нарушена целостность иммунитета, где организм уже ослаблен.

Тот же принцип лежит и в основе понятия, стоящего засловом «искушение» и отображающего введение тёмными сущностями души в грех с целью нарушения её целостности. Суть этого процесса становится наглядней, если мы сопоставим слово «искушение» с однокоренными словами «кусок» и «кушать», о которых мы уже упоминали выше. Как мы съедаем пищу, откусывая её по кусочку, так и тёмные сущности питаются энергиями душ, дробя их во время искушений, как бы откусывая от них кусочек за кусочком. Вспомним в этой связи и сокоренную лексему «искусство», указывающую на третью ипостась человеческой природы (первые две – это религия и наука). По мнению автора, такую связь на первый взгляд разных понятий «искушение» и «искусство» можно объяснить тем, что именно искусство, творчество человек может противопоставить воздействию на него демоническому и именно оно делает его существом, подобным Верховному Творцу и всей Его Иерархии демиургов.

[35] Для мифического мировосприятия было характерным воспринимать как одно целое и называть одним именем и весь эгрегор – то ли какой-либо род, то ли народ, то ли вид животных – и его родоначальника. Поэтому не стоит забывать, что и Библейский Адам – это имя не одного существа, а всего человечества. В эзотерической же традиции имя его Адам-кадмон – человек первородный, то есть это суммарное имя первых представителей рода человеческого.

[36] По благодати Божьей, приняв большинством представителей рода людского Мессию как своего Спасителя.

[37] В этой связи хочется вспомнитьвыражение из 6-й книги Учения Живой Этики, которая носит название «Иерархия»: «Существует старинное предание, что из страданий человеческих рождаются драгоценные камни». Для того, чтобы графит превратился в алмаз, чтобы поменялась композиция атомов углерода из кристаллической решётки хрупкого вещества в самый твёрдый камень, нужны большие температура и давление. Так и человеческое сознание должно превратиться в космический алмаз при большом давлении на него мощных Иерархов Тьмы и при возжигании в нём Космического огня.

[38] Хотя, конечно, интенсивность не может возрастать неограниченно и скорость её действия или насыщенность периодически то возрастает, то спадает, работает импульсами.

[39] В начале – всего человечества, а потом и планеты Земля, затем – Солнечной системы, после этого – прилегающих к ней миров и так далее вплоть до спасения целых галактик – из числа тех, что, подобно нашей, некогда были или частично проникнуты демоническим началом, или же полностью им захвачены.