Интерес к изучению структур военной повседневности женщин раннего Нового времени в украинской историографической традиции проявился еще в начале ХІХ века в работах фольклористов, этнографов и региональных историков-краеведов Н. Цертелева, М. Максимовича, И. Срезневского, А. Скальковского и П. Кулиша.
Если Аполлон Скальковский и Пантелеймон Кулиш утверждали, что приводить женщину в укрепленный военный лагерь (Сич) украинским козакам-воинам запрещалось, то историки Н. Костомаров, В. Антонович, И. Ролле и О. Левицкий напротив, настаивали на присутствии в культурном пространстве Украины XVI-XVIII вв. большого колличества сценариев военной, военно-административной и хозяйственной активности «украинских» пограничных женщин.
В советское время традиция осмысления истории военной повседневности женщин Украины раннего Нового времени была продолжена в работах Н. Мирзы-Авакянц, Д. Яворницкого, И. Лоського, Ю. Липы, Н. Полонской-Василенко, Е. Апанович, Е. Компан, И. Стороженка, Ю. Мыцыка.
В постсоветский период развития украинской исторической науки исследователи Ю. Мыцык, А. Кривошей и Т. Каляндрук неопровержимо доказали, что в большинстве козацких поселений и лагерей постоянно находилось достаточно большое колличество женщин, сопровождавших козацкое войско в походах.
Реконструкция научно-творческого наследия украинских историков, связанного с изучением структур военной повседневности женщин Украины раннего Нового времени в контексте военно-антропологического, этнокультурного и гендерного измерений открывает возможность создания нового направления исторических исследований — военно-исторической феминологии (“Warrior Women's Studies” (WWS)) (укр. “воєнно-історична фемінологія”) в сочетании с факторами места и времени.