1. Интернет как глобальная компьютерная сеть. Это всемирная сеть информационного обмена, которая объединяет несколько миллионов человек. Объединение компьютеров, расположенных в непосредственной близости друг от друга, с помощью специальных коммуникаций и программ управления, принято называть локальной сетью. Если же в общую сеть объединяются компьютеры или локальные сети, удаленные друг от друга на значительные расстояния (в пределах одного или нескольких государств), такую структуру называют распределенной или территориальной сетью. Глобальные сети — это распределенные сети всемирного масштаба. Самой известной и доступной глобальной сетью является Интернет (Internet). Сеть Интернет не является устойчивой структурой, она постоянно меняется самими пользователями сети, число которых уже исчисляется миллионами. Важнейшая особенность этой глобальной сети — это отсутствие централизованного управления. Иначе говоря, отличие Интернета от традиционных сетей заключается в том, что она не имеет своего официального владельца. Это добровольная ассоциация различных сетей. Существуют только организации, которые координируют регистрацию новых пользователей в сети. Техническую сторону организации сети контролирует Федеральный совет информационных сетей (FNC), которая в 1995 г. приняла определение термина "Интернет". Следствием этого является абсолютная свобода информационного пространства и это обстоятельство провоцирует бесконечные споры о цензуре в сети, хотя, несомненно, именно неограниченная свобода и привлекает массы пользователей Интернета.

Надо отметить, что Интернет — это не только каналы связи. В узлах этого всемирного соединения установлены компьютеры, которые и содержат необходимую информацию и предлагают различные информационные и коммуникационные услуги. Эти компьютеры называются серверы (хосты). Серверы содержащие информационные ресурсы. К ресурсам относятся любые базы данных, например, законодательные, научно-технические, коммерческие, рекламные, информацию из газет и журналов, файлы, программы, Web-страницы и т.д. Компьютер-сервер предоставляет услуги другим компьютерам, которые спрашивают информацию, их называют клиентами (пользователями, абонентами. Работа в Интернете, таким образом, предполагает наличие передатчика информации, приемника и канала связи между ними. Когда пользователь появляется в Интернете, то его компьютер выступает в качестве клиента, он спрашивает необходимую информацию на выбранном им сервере. Интернет еще рассматривают как информационное пространство, состоящее из большого количества взаимосвязанных сервисов (услуг, служб). Их роздяють на интерактивные (on-line), прямые и отложенного чтения (off-line). Наиболее простая аналогия — телефон, факс и почтовое отправление соответственно. Все эти сервисы имеют свои названия, о чем пойдет речь в других подразделениях. Интернет можно рассматривать как совокупность миллионов узлов, связанных друг с другом всевозможными линиями связи. При этом, узлом может быть как отдельный компьютер, так и локальная сеть. Взаимодействие узлов не зависит от типов компьютеров, их архитектуры и операционных систем, а также физической реализации связи между ними. Обмен информацией между узлами сети происходит с помощью специальных протоколов — своеобразных предписаний к взаимопониманию. При этом проблемы отдельного узла не могут глобально повлиять на сеть. Чтобы избежать путаницы при передаче информации ведется контроль лишь за уникальностью имени узла (адреса).

История Интернета. Прорадителькою современной сети Интернет принято считать американскую военно-промышленную территориальную сеть ARPA — Advanced Research Project Agency (Агентство по передовых исследовательских проектов). Это одно из подразделений Министерства Обороны США, в недрах которого 2 января 1969 было принято решение о начале работы над проектом по созданию сети компьютеров оборонных организаций (ARPANet), которая должна была сохранять работоспособность в условиях ядерной атаки. До 1972 г. 40 компьютерных центров могли обмениваться между собой электронной почтой, осуществлять сеансы работы с удаленными на несколько сотен и тысяч километров машинами и передавать файлы с данными. Идеологической основой проекта является отсутствие общего центра управления, полная самостоятельность каждого сегмента. Обмен информацией между узлами сети с гарантированной доставкой сообщений обеспечивался специальным набором протоколов TCP / IP. Сообщение для передачи разбиваются на небольшие специфицированные элементы, названные пакетами. Каждый пакет имеет информацию об адресе назначения, доставка сообщения обеспечивается тем, что каждый узел имеет возможность посылать (или переадресовывать) пакеты по сети к месту назначения. При этом узел сам выбирает наиболее быстрый путь для каждого пакета в соответствии с состоянием соседних участков сети. Таким образом, возможна ситуация, когда разные части файла (пакеты) добираются до адресата различными путями, при этом его окончательная сборка происходит на компьютере получателя.

2. Характеристика мирового информационного пространства, другие компьютерные сети. Сеть Интернет в девяностых гг ХХ в. вошла в фазу исключительно динамичного развития своей структуры и сферы действия. В начале XXI в. использование Интернет стало стремительно расширяться благодаря тому, что во все сферы человеческой деятельности все более активно стали вторгаться персональные компьютеры, рабочие станции, сетевые технологии, передвижные коммуникационные системы и распределенные информационные системы. Пользователи сети Интернет, имеют широкие возможности для получения разнообразной социальной, научной, технологической и другой текущей информации. Интернет представляет доступ к огромному множеству источников электронной информации. Сотни тысяч электронных каталогов, баз данных, архивов технической и программной документации, библиотек программ, научно-технических справочников, электронных газет и журналов, бюллетеней новостей и многих других информационных материалов можно получить по каналам этой глобальной международной сети непосредственно на рабочее место пользователя. Всемирный сетевой пространство включает помимо Интернета и много других компьютерных сетей, которые взаимосвязаны между собой и обеспечивают взаимообмен информацией различными средствами; имеют различную технологию и отражают большое разнообразие сетевых архитектур, существующих в мире. Среди них: MILNET (сеть Министерства обороны США), NSFNET (сеть Национального научного фонда США), NASA Science Internet (NSI) (объединяет несколько компьютерной сетей по космическим исследованиям), GLASNET (эта сеть объединяет несколько некоммерческих комп 'компьютерных сетей гуманитарно-экологического характера-PeaceNET, EcoNet, GreenNet и др.), EARN (Европейская академическая исследовательская сеть, EUnet (Крупнейшая Европейская сеть, имеющая свои региональные части практические во всех европейских странах), Relcom (Russian Electronic Communication Network , что ведет российская сеть), IASNet (старейшая российская сеть Института автоматизированных систем), GlobalUkraine (GU) (старейшая украинская сеть). и другие.

3. Структура Интернет, общие понятия о технических средствах обеспечения сети. Интернет можно назвать как объединение сетей компьютеров, расположенных по всему миру. Интернет соединяет разно-образные правительственные, образовательные, коммерческие организации, а также частных лиц, предоставляя им большой набор информационных услуг. Широкий набор инструментальных средств и протоколов создает видимость единой виртуальной сети, хотя компьютеры и сети, входящие в состав Интернета, используют разную аппаратуру и программное обеспечение. В точках соединения сетей располагаются компьютеры, названные шлюзами. Хост-компьютер подключен к Интернету на постоянной основе. Хостами также называют компьютеры, выполняющие в Интернете служебные функции, в основном занимаются маршрутизацией информации.

При анализе общей структуры Интернета различают два категории сетей (или компьютеров), которые могут подключаться к Интернету и взаимодействовать с другими частями сети Интернет. Первая категория — это сети (компьютеры), входящие в Интернет на основе единых технологических правил: а) реализация полного набора протоколов TCP / IP; б) регистрация сетевых адресов Интернета; в) предоставление своих сетевых ресурсов другим пользователям Интернета. Вторая категория — это сети (компьютеры), доступные через Интернет или подключены к какому-либо шлюза Интернет, так что с этими системами можно вести обмен, например, по электронной почте. Однако эти сети (компьютеры) могут отличаться по своим протоколам от TCP / IP и могут не обеспечивать доступ к своим ресурсам.

Успешное использование сети Интернет в значительной степени зависит от правильного выбора программного обеспечения, которые специалисты условно делят на несколько больших групп.

4. Протоколы передачи данных в Интернете, TCP / IP. Протокол — это набор правил и соглашений, используемых при передаче данных. Каждая программа, претендующая на работу в сети, должна придерживаться определенных правил для приема и передачи данных. Основным протоколом в сети Интернет является протокол TCP / IP, который состоит из двух протоколов: IP (Internet-Protocol) и TCP (Transmission Control Protocol). Каждый протокол имеет свое назначение. TCP — это протокол управления передачей. Он определяет, каким образом информация должна быть разбита на пакеты и отправлена по каналам связи. TCP располагает пакеты в нужном порядке, а также проверяет каждый пакет на наличие ошибок при передаче. IP обеспечивает передачу между двумя компьютерами блоков данных определенной длины, на который разбивается передается файл. TCP-протокол обеспечивает надежную передачу данных с помощью IP-прокола между конечными компьютерными системами-адресатами. Чтобы передавать данные по Интернету протокол TCP / IP разбивает информацию на маленькие фрагменты — пакеты (packets). Название TCP / IP определяет семейство протоколов передачи данных в сети.

Любая IP-адрес состоит из двух частей: адрес сети (код сети, Network ID) и адреса хоста (идентификатора хоста, Host ID) в этой сети. Благодаря такой структуре IP-адреса компьютеров в разных сетях могут иметь одинаковые номера. Но так как адреса сетей различны, то эти компьютеры идентифицируются однозначно и не могут быть спутаны друг с другом. Каждый раз, когда посылается сообщение какого-либо хост-компьютера в Интернти, IP-адрес используется для указания адреса отправителя и получателя. Конечно, пользователю не нужно самому запоминать все IP-адреса, для этого существует специальный сервис TCP / IP, называемый Domain Name System (доменная система имен). Специальные компьютеры, называемые маршрутизаторами, используя IP-адреса, направляют информационные пакеты в нужную сторону, т.е. до указанного в них получателю.

Сеть Интернет — это сеть коммутации пакетов. Это означает, что прежде чем отправить сообщение по сети, это сообщение "режется" на более мелкие части, называемые пакетами, и вот эти самые пакеты и отправляются по сети. Сеть Интернет интересна тем, что информацию о месте назначения каждый пакет несет в себе самом. Решение о том, в какую сторону направлять пакет принимается шлюзом в момент прохождения пакета через этот шлюз. Если в один момент времени определенный путь от места отправления до места назначения существует, то шлюз отправит пакет, который в данный момент времени через него проходит по этому пути. Если в следующий момент времени путь из какой-либо причине исчезнет, то шлюз отправит пакет другим путем. При этом оба пакета могут принадлежат к одному и тому же сообщения. В месте назначения пакетов не имеет значения последовательность получения пакетов, так как пакеты в себе несут также и информацию о своем месте внутри сообщения. Такое свойство Интернет обеспечивает надежную доставку сообщений в любую точку сети даже при ее неустойчивой работы. Однако, все это достигается не просто так, а за счет специального механизма, который называется маршрутизация. Основа маршрутизации — это таблица маршрутов на каждом из компьютеров в сети и правила изменения этой таблицы в случае изменения состояния самой сети.

Выделяют основные протоколы, так как общее их число насчитывает не один десяток:

  • Транспортные протоколы: TCP / IP (Transmission Control Protocol), UDP (User Datagram Protocol)-управляют передачей данных между двумя машинами.
  • Протоколы маршрутизации: IP (Internet Protocol), ICMP (Internet Control Message Protocol), RIP (Routing Information Protocol) и другие — обрабатывают адресацию данных, обеспечивают фактическую передачу данных и определяют наилучшие пути до адресата.
  • Протоколы поддержки сетевого адреса: DNS (Domain Name System), ARP (Address Resolution Protocol) и другие-обрабатывают адресацию данных, обеспечивает идентификацию машины с уникальным номером и именем.
  • Другие протоколы: SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), NFS (Network File System) и другие решают важные задачи, которые не относятся к категориям упомянутым выше. Это передача сообщений электронной почты, работа с каталогами и файлами удаленного компьютера и т.п.

5. Роль и место сети в совершенствовании и развитии современного общества; правовые и этические нормы Интернета. Сеть Интернет предоставляет пользователям разнообразные информационные и коммуникационные услуги. Информационные услуги рассматриваются как услуги доступа к информации: доступ к информационным ресурсам сети, т.е. можно получить необходимую информацию, что есть на серверах сети, например, документы, файлы, информацию из разных баз данных и т.п.; размещения собственной информации в сети. Существует множество серверов, предоставляющих возможность бесплатно разместить на них информацию. Коммуникационные услуги — это услуги обмена информацией, общения: обмен информацией в отложенном режиме (электронная почта); обмен в режиме реального времени (чаты, форумы и т.п.).

Интернет как глобальная мировая компьютерная сеть предоставляет пользователю огромные информационные массивы. С ее помощью можно формировать умение искать, обрабатывать, хранить и передавать информацию способами самых современных компьютерных технологий. Несмотря на активное распространение Интернета в мире, следует отметить особенности влияния сети на образовательную сферу, в которой Интернет становится не только источником информации или предметом изучения, но и важнейшим фактором, трансформирует традиционные аспекты образования: педагогические, психологические, этические и др. Вместе сеть является мощным средством коммуникации: с одной стороны, способствует формированию коммуникативных навыков личности, с другой — организации совместных проектов с партнерами из разных регионов. Кроме того, Интернет способствует самовыражению и самоутверждению личности. Воспитательная функция может быть реализована на основе привлечения студентов к информации культурного, этического, гуманистического характера. Это позволяет использовать Интернет как для обучения студентов, так и для повышения квалификации самих педагогов.

Однако уже первые проникновения информационных и коммуникационных технологий в образовательные структуры побудило ученых и педагогов обратиться к этическим, правовым и моральным аспектам применения этих технологий в образовательном процессе. Интерес к ним в значительной мере усилился с возникновением Интернета, глобальная природа которого не только открывает новые впечатляющие возможности для создания и распространения информации и знаний, но и увеличивает опасность возникновения противоречий между ценностями, традициями и культурным наследием разных государств и народов. Складывается такая ситуация, когда почти у всех пользователей Интернета не вызывает сомнения полезность и необходимость международной компьютерной сети для современной жизнедеятельности человечества и его развития, но в то же время оказываются сложные проблемы взаимовлияния и взаимоотношений между информационной технологией и культурными традициями и нормами поведения личности . Поликультурный контекст сетевых технологий создает трудности морального обоснования общих юридических норм, даже тех из них, что уже зафиксированы в международных соглашениях. Однако проблемы "общих правил" и "общих ценностей" сети связаны не только с принадлежностью ее создателей и пользователей в разные страны, но и с разным характером их профессиональных занятий. Так, следует отметить, что в США существуют достаточно развитые профессиональные ассоциации и давние традиции артикуляции принципов профессионализма в терминах этики. Впрочем становится все очевиднее, что Интернет является достаточно устойчивым явлением, "вещью в себе", что требует не столько определение, сколько признание и с правовой точки зрения. Что мы можем сделать, чтобы не отменить такую прогрессивную идею, отличную разработку человеческого разума и вообще-цивилизации, как Интернет с возможностями свободного доступа к безграничных ресурсов и услуг этой мировой сети? Одной из важнейших задач информационного общества является пропаганда и разъяснение норм компьютерной этики в телекоммуникационном пространстве .

Использование Интернета меняет пространство коммуникации библиотечных работников. Библиотекари становятся активными участниками Интернет-проектов: создают библиотечные сайты, онлайновые каталоги, полнотекстовые базы данных, что требует от них компетентности, овладение и готовности обновления знаний в области информационных технологий. Существуют разнообразные средства для обеспечения формального и неформального общения — электронная почта, списки рассылки, телеконференции. Еще одним примером использования глобальной сети как коммуникативного пространства является выставление на сайтах информаций о проведении конференций, заседаний, семинаров ..

С помощью гипертекстовых ссылок можно посетить Интернет-сайты библиотек государственного, областного уровней, публичные библиотеки, библиотеки высших учебных заведений и т.п.; ознакомиться с их ресурсами и услугами, найти адреса и установить с ними связь. Подается информация об организациях, родственные библиотеками (правительственные учреждения, профессиональные организации, международные организации, производители лазерных дисков и т.д.), и выход на их Интернет-сайты. Формирование информационной ресурсной базы для библиотекарей как главных участников и исполнителей информационных преобразований в обществе является очень важным. А Интернет является идеальной средой для создания и распространения профессионально-полезных информации на основе межбиблиотечной кооперации, с помощью библиотековедческих баз данных, профессиональных электронных журналов, дискуссионных групп, онлайновых учебных курсов, информационных библиотечных порталов, которые предназначены объединить информацию о деятельности библиотек отдельного региона, разных регионов, систем и ведомств.