"Писать стихи — невелико уменье", — прочитал я недавно у одного из современных "горе" — поэтов. И когда в моих руках оказался очередной (уже двадцатый!) сборник стихов запорожского поэта Александра Бродяги — Бродецкого, мне подумалось: "Только ли количеством изданных книжек определяется поэтическое мастерство? И только ли удачно зарифмованные строки дают право называться ПОЭТОМ?"

Но вот открыта первая страница и я попадаю в совершенно удивительный мир "половодья души" (так назывался первый поэтический сборник А. Бродяги — Бродецкого):

Присущий такт:

Я не великий.

Отрадный факт,

Что не безликий.

И это, наверное, одно из основных качеств поэта — он многолик. Он многолик, как многолик окружающий его мир. Пройдя нелегкий жизненный путь, узнав предательство друзей, обман, давление небезызвестных органов, "наставления" "инквизиторов от литературы" поэт не сломался, поэт не перестал смотреть на мир широко открытыми глазами, вдыхать воздух жизни полной грудью до боли, до остановки сердца. Долгое время Александр Бродяга — Бродецкий должен был творить "в стол", держать свои птицы-стихи в клетке. Но пришел май 1993 года и стихи, взмахнув крыльями, разлетелись в разные края, получив долгожданную свободу.

"Рукописи не горят", — произнес булгаковский Воланд. Эти слова напрямую   относятся   и   к   творчеству   запорожского   поэта.   Стихи, представленные в последних книгах написаны в 70-80-е годы, но и сегодня не   потеряли   свежести и актуальности. Да и могут ли устареть "Радуга", "Долг", "Мозаика жизни"?!  Традиционные для книг поэта лирические циклы представляют масштабные поэтические обобщения, поднимают вечные вопросы, подобно радуге сияют разноцветьем жизни, человеческих чувств. Автор передает свое ощущение причастности к современности, пытается разобраться в проблемах, которые волнуют не только его самого, но и каждого из нас: что я в этом мире? Что этот мир для меня? Что человека делает человеком?

Кто бы мне ответил,

Что такое счастье?

Кто бы его прелести

Чистые раскрыл?

Я уверен: понял бы

Силу его власти,

Никогда к нему бы

Сердцем не остыл.

Знаменательно выражение Гете: "Кто хочет понять поэта, тот должен войти в его  область". В книгах лирики А. Бродяги — Бродецкого удивительный, одухотворенный мир поэта направляет читателя явственно слышать Радость бытия, видимо и невидимо входящую в каждодневную жизнь человека. Через возвышенные, а порой через приземленные, простые строки красной нитью проходит зов к лучшей, более одухотворенной жизни. Читая их, начинаешь понимать, что только в вечном познавании и росте духа, только в постоянном совершенствовании, утончении мысли и сознания, в человеческом единстве, труде на Общее Благо состоит истинная цель и смысл нашего бытия:

Не кори святую откровенность.

Жить сполна и я хочу, дружок.

Только жизнь считаю я за ценность

Коли сердце радует лужок.

Широка тематическая палитра сборников. Восемь лирических циклов составляют их основу.  Большое, а может быть, даже основное место в поэзии автора занимает тема памяти. Память о детстве, через которое обжигающем вихрем пронеслась война (“Лихолетье”, “Связующая нить”), воинах победителях и погибших в боях (“Атака”, “Заветы отца”), о страшных годах сталинских репрессий (“Репрессий диких острые ножи), о хрущевских “экспериментах” (“Реакция на стихотворение”), о партократах брежневского застоя (“А-ля де Сталин”), праисторическая память о славянских корнях («Заветное») учила правде изображения, оттачивала слог и стиль письма. Отсюда стойкий этический максимализм поэта.

Перед глазами читателя проходит вся история XX века с его ужасами, болями, радостями и надеждами:

О человек! К тебе мой голос.

В средедобра не сей вражду.

Веками зрел сознанья колос

Под благодатную страду!

В поэзии Александра Бродяги — Бродецкого и Природа ярко звучит своими целительными красками. Мелодичный доверительный голос автора рисует читателю не только картины родного Таврического края, он и сам уподобляется то ветру, то дождю, то скрипучему морозу, то весеннему ручью. Природа очеловечивается, и лирический герой часто общается с нею как с другом или любимой женщиной (“Что ж ты, ветер, спозаранку…”, “Анютины глазки…”, “Под осень все-таки я сбросил…”, “Скоротечность…”, “Метель”).

Зимы раскрыл ноябрь папку,

Что счет дать прошлым холодам

Ночь заспешила искать шапку…

Час добавлял число годам.

В своих стихах поэт акцентирует свое генетическое единство с родной землей, с казацким краем, с “занузданной веками степью”. Отсюда его боль о судьбе родного края, о судьбе Украины, о месте каждого из нас  в строительстве новой Украины — Украины XXI века (“Доколь?”, “Боль”, “Голосу Америки”, “Мой двойник”, “Души натянутые струны” и др.).    В тяжелое для всех время, когда прежние обвиняют нынешних в разврате, безверии, а нынешние прежних — в глупости и ограниченности, когда “либералы” нападают на “патриотов”, а “патриоты” на “либералов”, люди устают, извериваются. Александр Бродяга — Бродецкий томится и чувствует: надо поговорить с друзьями (а все читатели — друзья поэта) о важных вещах. Поэт всегда должен быть честным, искренним, справедливым, добрым и отзывчивым к человеческим бедам и несчастьям, поэтому так проникновенны и пронзительны его творения. И голос поэта от тихого интимного шепота иногда поднимается до крика, надрыва. Получается своеобразная синусоида. Такую линию можно представить себе и кардиограммой. Шпили и провалы, смены наполненности и опустошенности сердца.

Можно (мне так кажется) назвать некоторые сборники стихов даже не кардиограммой сердца поэта (кстати, пережившего два инсульта), а его анимограммой,   записью  движений  души,   анимы.   А  движения  души Александра Бродяги — Бродецкого   очень   разнообразны:   печаль,   восторг,   ирония,   легкая насмешка — все это обнаружит внимательный читатель в его книгах. Вы не найдете в них “длинных” стихотворений. Краткость — одна из главных особенностей стихов поэта. Одним росчерком — скупо, метко, своеобычно  сказать о самом главном. Сам Александр Бродяга —  Бродецкий говорит: “Мои стихи кроткие, но я всегда старался в каждую строку вложить свой дар души”. В стихах есть свое особенное, четвертое измерение, и туда нельзя  попасть, если твоя душа зачерствела, онемела. Жизнь поэта до и после школьной парты богата поступками, тихими событиями, мне не приходилось выдумывать что-то за него. Его поступки, его натура — в этих стихах. Просто стихи эти рождались из времени, в котором он живет, из обстоятельств его жизни. И пока люди не откажутся от осмысления жизни, от поисков ее смысла, ее сути – книги Александра Бродяги-Бродецкого будут востребованы и читаемы:

Вся жизнь моя, как непогода.

Таким-уж точно!–Я умру.

Коль дар вручила мне природа,

Жить значит слову на ветру.

В одном из интервью поэт сказал: “Без стихов я своей жизни просто не мыслю. Словно бы какая-то неведомая сила увлекла меня однажды и не отпускает от себя. И поэзия, как я понял, — это  как раз тот храм, который я строю всю жизнь”. Очень часто в поэзии видели и видят средство воспитания и способ повествования, но все же главное ее назначение – познание тайны духовной жизни. Этому и посвятил свою жизнь и творчество замечательный запорожский поэт Александр Бродяга-Бродецкий.

Закрыта последняя страница очередной книги поэта. Что я ощущаю? Печаль расставания и надежду на скорую встречу с новыми стихами, а они будут – можно в этом не сомневаться:

С жадностью,

Как камушки, сгребаю

Я стихи,

Нижу судьбы монисто.

                                                                     Александр Муравин

                                                                кандидат филологических

                                                                                                    наук