Кафедра цивільного захисту та медицини катастроф
ДЗ «Медична академія післядипломної освіти МОЗ України»
к.м.н. Д.О. Трошин, д.м.н., проф. І.В. Кочін, к.м.н., доц. О.М. Акулова,
І.Ф. Шило, О.О. Гайволя
Кіровоградський базовий медичний коледж ім. Є.Й. Мухіна
к.м.н., доц. П.І. Сидоренко, Т.М. Гут
Использование принципа универсальности при формировании организационной структуры ТЦ ЭМП и МК может проявляться как в увеличении структурных потребностей ТЦ ЭМП и МКза счет функционально активных, типовых и дополнительных, в томи числе сопутствующих подразделений, и формирований, так и за счет сокращения структурных потребностей путем выбора приоритетных, в том числе нетиповых подразделений, функциональные возможности которых обеспечивают основные аспекты деятельности ТЦ ЭМП и МКс учетом региональных условий.
Появление новых задач перед ГСМК регионального уровня и ТЦ ЭМП и МК, влияние экономического фактора приводит к превышению типовых структурных потребностей ТЦ ЭМП и МКдля обеспечения возможностей выполнения полного объема задач, в том числе в режиме повседневной деятельности, с максимальным уровнем возможностей ТЦ ЭМП и МК, учитывающим не только особенности прогнозируемой региональной опасности, но и возможную реализацию непрогнозируемых видов опасности; специфику задач, выходящих за рамки региональной деятельности и касающихся всей Службы медицины катастроф в целом.
Результаты анализа влияния на формирование организационной структуры
центров объективных и субъективного факторов позволили определить основные,
на наш взгляд, критерии и варианты ее оптимизации, которыми следует
руководствоваться АТЕ при выборе оптимального варианта организационной структуры ТЦ ЭМП и МК. При этом уровень экономических возможностей АТЕ высокий, достаточно высокий и средний принимался за условно достаточный; уровень ниже среднего и низкий — недостаточный, что определило принцип группировки критериев оптимизации структуры центров по уровню экономических возможностей субъектов:
Iгруппа — для АТЕ с высоким, достаточно высоким и средним уровнями экономических возможностей:
обеспечение возможностей выполнения ТЦ ЭМП и МКосновных (условно типовых и дополнительных) задач;
обеспечение возможностей ТЦ ЭМП и МКпо ликвидации медико-санитарных последствий как прогнозируемых, так и непрогнозируемых видов опасности для населения субъекта;
использование принципов рациональности и универсальности при формировании организационно-штатной структуры ТЦ ЭМП и МКи ее отдельных составляющих;
выбор приоритетных видов деятельности не должен влиять на сокращение возможностей ТЦ ЭМП и МКпо выполнению основных задач, особенно в режиме ЧС, а использование принципа рациональности приводить к снижению функциональной универсальности ТЦ ЭМП и МК;
IIгруппа — для субъектов с уровнем экономических возможностей ниже среднего и низким:
при формировании минимизированной организационно-штатной структуры ТЦ ЭМП и МКдолжны учитываться особенности прогнозируемой региональной опасности для населения с обеспечением возможностей, в первую очередь, проведения мероприятий в режиме ЧС, в том числе осуществления собственной медицинской деятельности и/или выполнения функций координации деятельности сил и средств ГСМК АТЕ при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, функций организационно-методического руководства службой медицины катастроф регионального уровня во всех режимах деятельности;
при формировании минимизированной организационно-штатной структуры ТЦ ЭМП и МКс выбором приоритетных видов деятельности должны учитываться особенности организационной структуры ГСМК субъекта для обеспечения ее общей функциональной готовности;
использование принципа рациональности при формировании организационно-штатной структуры территориального центра медицины катастроф не должно приводить к потере его основных типовых функциональных возможностей.
Наблюдаемая тенденция увеличения количества чрезвычайных ситуаций, в том числе дорожно-транспортных происшествий, с утяжелением их медико-санитарных последствий, появление новых непрогнозируемых видов опасности для населения, повышение риска реализации регионального потенциала природной и техногенной опасности, привели к появлению новых задач перед ГСМК регионального уровня, что требует повышения функциональных возможностей центров, усиления руководящей роли с расширением сферы их деятельности, совершенствования организационно-штатной структуры.
Типовой вариант организационно-штатной структуры ТЦ ЭМП и МК, в настоящее время не обеспечивает готовность центра к выполнению основных задач, стоящих перед ГСМК регионального уровня и ТЦ ЭМП и МКна современном этапе, требующих усиления руководящей роли и расширения сферы деятельности ТЦ ЭМП и МКи типовых делений центра.
На наш взгляд, типовой вариант организационно-штатной структуры ТЦ ЭМП и МКдолжен включать подразделения и формирования, обеспечивающие выполнение центром полного объема основных задач с учетом дальнейшего совершенствования ГСМК, предусматривающего использование новых организационных технологий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера. Состояние организационно-штатной структуры территориального центра медицины катастроф определяет его потенциальную готовность к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Основными факторами, влияющими на готовность центров, которые необходимо учитывать при формировании их организационно-штатной структуры, являются региональные риски возникновения чрезвычайных ситуаций и экономические возможности субъектов.