Памятникозация всея Руси

Согласитесь, последние годы в наших краях жить становится всё лучше и всё веселее. Только что попривыкли к виртуальному Русскому миру, к сказочным Новороссиям, к гумконвоям, к засилью жидо-бендеровцев в братской Украине,  а тут незаметно как-то и Сирия, тоже в доску братская, со своими песками-барханами нарисовалась и на котловое довольствие уверенно стала.

И сразу у нас, аборигенов России, мысля завертелась: – А лепо ли, братие, Алеппо нам бомбить без просыху-продыху?.. Может, сами разбегутся, если калитку приоткрыть?..  А то ведь уж года с два Карабах с Приднестровьем да Юго-Осетия с Абхазией не кормлены – не поены, а какая родня была!..

 

Впрочем, скучать нам жизня не даёт!.. Вот амеры неожиданно выбрали  некоего Трампа… Кто его знает, откуда родом? Одно наверняка, что не из КПСС!..

А значит, чувак непредсказуемый, неперепрограммируемый, неперезагружаемый… Короче, хлопот будет невпроворот. Придётся нашего уважаемого Ж. послом  в Штаты загонять для взаимопонимания с этим неожиданным Т.

 

Но это, так сказать, внешнеполитические развлекалочки, прямо каждому из нас не очень и интересные, скажу…

А вот внутренняя жизнь России весьма содержательна и забавна. А то и заставляющая задуматься о высоких материях…

Вот, к примеру, мода на памятники вдруг, как СПИД, нагрянула. Мало нам 6000 идолов Ильича по всей Руси.

Так всё бросили и начали клепать вечную нетленку в ассортименте.

Тут и Иосиф Людоед в Сургуте, и доска некогда бравому русскому офицеру Маннергейму в Питере, и Иван (Иоанн), так называемый “Грозный”, в Орле, и равноапостольный развратный киевский князь Владимир из далёкого жидо-бендеровского Киева аки креститель всего безразмерного русского – и Киевской Руси, и Литвы-Беларуси, и России с главным административным центром на Москве-реке… Лепота, братие!

 

Конечно, начались споры-разговоры, всякие препирательства, мол, то не так, а другое разэтак!..

Ну вот, скажем, насколько смотрибельны композиции Ивана (Иоанна) и Владимира (Володимера) Киевского.

Самое спорное – чего такое у достославных предков в руках?.. Какие нравственные посылы потомкам извергают в окружающую их российскую нацию кресты и мечи в их руках?..

Вот новосёл из Орла. Иоанн IV.

 

 

Крест вполне традиционный, но почему-то в правой руке, а меч для профессионального  завоевателя постыдно опущен да и левой много ли навоюешь…

 

А вот у Володимера Киевского, на днях водружённого напоказ у Кремля, меч вообще в ножнах, как будто товарищ на митинг у Боровицких ворот пожаловал.

У него тоже крест крепко зажат в деснице. Но не вознесён, аки у Иоанна, а уверенно упёрт древком в московскую землю. И каков в этом случае смысл?..

 

Смысл простой. Вот он, Володимер Киевский, пришедши в Москву Первопрестольную из Киева, ныне богомерзкого. Его шуйца держит меч в нерабочем положении как свидетельство мирных намерений по отношению к православным москвичам 21-го века, а десница – утверждает простой крест почти в полтора княжеского роста.

Хотя крест этот великанский, скорее всего, крест не освятительский для приведения к вере святой, не такой крест, коим окормляет, например, Его святейшество патриарх Кирилл, а кладбищенский, простой, какие ставят временно в первый день похорон, чтобы затем погодя заменить на солидный, красивый, богато украшенный резьбой и долговечный…

Вот вид самого простого могильного креста —

 

А вот, для сравнения, как решали другие скульпторы исполнение креста в подобных случаях.

Смотрим памятник патриарху Ермогену у стен того же Кремля.

 

Вполне себе благородный традиционный крест без излишеств. Легко держится в руке и виден издалека. Но. Никакого многометрового древка. Лаконичная функциональность и трепетная скромность.

Другой пример решения образа. Володимер из Оренбурга.

 

Здесь опять искусились на простой кладбищеский крест, но хватило ума не делать древко до полу и не втыкать его властно в оренбургскую землю. Хороший, в традиционной манере памятник. Но каким боком уважаемый киевский князь к Оренбургу, затрудняюсь предположить… Возможно, бывал проездом…

 

Или  же памятник Володимеру Киевскому на родине, в Киеве.

 

Да, в Киеве тоже простой крест с длинным древком. Как я заметил выше, не самое удачное решение. Но здесь  князь втыкает древко в родную киевскую землю! Как говорится, в своём доме хозяин  волен утверждаться любым доступным способом…

Но вот в художественном, мировоззренческом решении в киевской композиции совсем иная тональность.

Обратите внимание — князь обращается к народу с непокрытой головой, сжимая в шуйце княжескую шапку. Он призывает и увещевает. Он – приглашает язычников в свой духовный мир… Даже зная зело греховное прошлое Володимера, невольно проникаешься поэтичностью момента…

 

А взгромождённый на пьедестал у Боровицких ворот гость, не снимая головного убора и держа про всяк случай руку на рукоятке меча, молча всматривается в толпу у микрофона, как бы пытаясь прочесть их намерения, разгадать замыслы и умыслы… Он внутренне собран и готов на всё…

На что?..