Трудность личного выбора
Часто слышишь или читаешь рассуждения о том, что основополагающим качеством гражданина является исповедание им чувства патриотизма. При этом никто не удосуживается раскрыть сие понятие более полно, ограничиваясь утверждением, что быть патриотом похвально, а отвергать или хотя бы сомневаться в верности данной абстракции – грех…
Тут не обойтись без того, чтобы не осмотреться, кто кому чего впаривает.
Если к патриотизму зовёт родная власть, значит, ей надо увеличить степень верности народа самой себе. Если бьёт себя в грудь конкретный гражданин, не худо бы разобраться, с чего бы ему горло драть на публике, чего хочет получить взамен.
Решил высказаться на модную тему. Но поскольку академиев не проходил, то буду говорить упрощённо, по-житейски…
Для того, чтобы начать рассуждение, надо для начала иметь точку отсчёта. Самая удобная – от себя, любимого. Первая Родина для всех нас – мамино лоно. Оно – начало начал, точка, где затикали часы каждого человека, чтобы цокать отмеренный судьбой срок. И вот – Вы успешно родились, вас промокнули салфеткой и обернули в тёплую байковую пелёночку. Путешествие длиной в жизнь началось. С этого момента ваше место – зона влияния — на Земле непрестанно расширяется.
Вот папа сдержал слово и забрал маму и вас в родительский дом. Не для всех коттедж или апартаменты в Майями, для начала годится и комнатка в бараке или коммуналке. Даже тёплый закуток в теплотрассе, где родители-бомжи пережидают зиму, сойдёт, если они собираются вас растить дальше и выбираться из своей полосы неудач…
Допустим, что бог есть и что он вмешался конкретно в ваш случай, открыв родителям подходящие перспективы и возможности.
В таком случае – дело в шляпе. Дет-ясли, садик, школа – после чего вы выходите на тропу войны со всем живым и неживым на Земле, вы — воин, постепенно понимающий правила игры в коллективе.
С детства усвоив, что человечество делится на “наших” и “не наших”, а все материальное на “моё” и “не моё”, вы постепенно, набивая шишки и обогащаясь опытом, расширяете объём тех и тех.
В детстве “наши” – мама и папа, дедушки и бабушки, возможно, братья и сёстры, дяди и тёти. Конечно, ваши и воспитательница в детсаду, и детишки вашей группы. Равно как позже одноклассники и одногруппники в вузе…
Подобным образом расширяется и состав “богатства” с лейблом “моё” – сначала игрушки, тарелка, зубная щётка, одежда, затем велосипед, комп, быть может, даже комната, а то и машинёшка…
И всё это – родное, моё и наше, та дружественная среда, где мы растём и формируемся, как личность.
Добавлю лишь, что с первого вздоха человека поддерживает и вооружает родной язык, существенное средство выживания.
И лишь на входе во взрослую жизнь приходит чёткое понимание того, что в составе абстрактно “не нашего” и “не моего” большая часть “чужого”, недоступного, запретного, открыто враждебного…
Понимание того, что за то, чтобы желанная и необходимая для жизни часть “не нашего” стала “нашей”, “моей” надо платит немалую цену, а то и “поступаться принципами”.
Что приходится в обмен за блага в форме той же зарплаты нужно не только соответственно “вкалывать”, но и притворяться, делать вид, что вам нравится то, что на внутреннем вашем суде признаётся мерзким отклонением от ваших принципов.
Но с течением лет устанавливается некий зыбкий баланс между вашим безразмерным “хочу” и куцым, порой ублюдочным “могу”. Жизнь вроде бы устаканивается.
В порядке компенсации мозг лелеет память о вашем детстве, близких, улице, посёлке, родном городе – о вашей малой родине… Особенно если вы уже от родных мест далеки.
Осознание того, что и большая страна, где вы гражданин, соответственно ваша большая Родина, приходит не сразу и не всегда, а лишь в периоды житейского ненастья, кризисов, войн, вынужденного осмысления своего места в мире.
Только на последней стадии созревания личности начинаешь постигать, что главным домом человечества, РОДИНОЙ является прекрасная планета Земля, гражданином которой вам выпала честь родится…
И когда дома что-то не складывается, человек, чтобы не погибнуть, уезжает. Если есть возможность, на другой конец Земли, и, как правило, его там принимают, и он обретает новую Родину, потому что человеку любое место на Земле Родина, где его уважают, как Человека.
Забывается ли при этом прежняя, первая Родина? Конечно, нет. Более того, в ряду нравственных ориентиров и воспоминаний она занимает своё, почётное место…
Потомки десятков миллионов переселенцев, покинувших за последние 200-300 лет Старый Свет, и создавших успешные цивилизации на других материках, благодарно помнят свои исторические родины и зачастую долго, несколько поколений, блюдут обычаи, язык и культуру европейских предков.
Порой перед человеком встаёт вопрос, как быть, если любимая Родина попала под пресс авторитарной одичавшей власти или раздираема религиозными или этническими раздорами, не позволяющими вести нормальный образ жизни, растить детей, ощущать радость бытия?..
Уезжать, воевать против диктатора, смириться с унижениями или “уйти в монастырь”, замкнуться в себе?..
Порой ситуации настолько сложны, что выбор модели поведения не то что нелёгок, а просто непосилен рядовому человеку. Да и не рядовому бывает мозг клинит.
Сегодня часто спорят, например, о действиях генерала Андрея Власова, спасшего Москву в октябре 41-го, но потом попавшего в плен и согласившегося на сотрудничество с немцами, собравшего “Комитет освобождения народов России” и “Русскую освободительную армию” ради свержения сталинизма-большевизма, то-есть, избравшего, как он полагал, меньшее зло…
А тот же академик Андрей Сахаров, создавший водородную бомбу и ужаснувшийся перспективе самоубийства человечества и ставший непримиримым диссидентом, какое смятение чувств было у него в душе, какая переоценка ценностей, какого масштаба личность?..
Сегодня вновь Россия на развилке, перед историческим нравственным выбором. И спрос на подлинный, а не квасной патриотизм необычайно высок!..
Наш выбор невелик. Или мы действительно навсегда стряхнём паутину сталинизма и начнём строить великую миролюбивую Россию, способную поднять Сибирь и Дальний Восток, превратить их в мировую житницу, покрыть страну сетью современных дорог, возродить крестьянство, а значит, поднять десятки тысяч сёл и тысячи малых городов, покончить с бедностью и одичанием народа, восстановить положительную демографию, искоренить коррупцию, сократить в разы управляющую прослойку, вернув миллионы – кровь с коньяком – опричников в реальное производство, или – на наших просторах будут вскоре процветать новые государства и новые народы.