Человек издавна обращал внимание на особенности своей внешности, сравнивая себя с представителями царств минералов, растений и животных, находя общие и различительные черты. Можно очень много говорить о таких важных частях тела, как голова, руки, ноги, или о таких органах, как сердце или глаза. Они воспеты в лучших образцах фольклора, им отводится много места и в научной, и в художественной литературе. Но также интересными являются и волосы человека, которые, по утверждению современной биологии, как и шерсть животных, перья птиц, ногти, когти, клювы, копыта, рога, рыбья чешуя, являются производными кожи, выполняющими в организме множество различных функций. Казалось бы, хорошо известные с детских лет, волосы заключают в себе и определённые тайны. Некоторые из них приоткрылись авторам этой статьи на пути поиска Истины. И они хотят поделиться своими приобретениями с читателями, надеясь, что эти тайны сослужат им добрую службу.

В широко известном романе «Лезвие бритвы» Иван Ефремов в уста главного героя произведения Ивана Гирина вложил слова о том, что ещё с доисторических времён ценились длинные и густые волосы женщин. В каменном веке, полном опасностей для малозащищённого перед стихиями и хищными зверями человека, было очень важно, чтобы мать могла дать как можно больше тепла своему ребёнку, создать ему уют. Прижимая малыша к себе, оберегая его от ветра, пещерного холода, она не только отдавала собственное тепло, но и образовывала своими распущенными длинными волосами одновременно и физическое, и энергетическое покрывало.

Воспевая женскую красоту ещё с античных времён, мужчины уделяют большое внимание красоте длинных волос. Они и сами зачастую носили длинные волосы и бороды. И дело тут не только в красоте волос и их способности согревать. Волосы имеют также большую энергетическую и даже магическую силу. Не случайно издревле пряди собственных волос влюблённые дарили друг другу, вкладывая их в медальоны. Такой подарок становился талисманом, оберегом, и, подобно терафиму (специально психоэнергетически заряженному предмету), усиливал энергетику того, кому он предназначался. Рассказы о подаренных волосах можно встретить и в художественной литературе: в знаменитом шедевре-трилогии. Джона Роналда Руэла Толкина «Властелин Колец», в историческом романе Рафаэлло Джованьоли «Спартак» и других произведениях.

О магической силе волос свидетельствуют факты, упоминаемые в одном из древнейших святых Писаний. Так, библейский герой Самсон, сын Маноя из колена Данова из города Цоры [Кн. Судей, гл.  13-16], ещё от чрева матери, которая долго не могла иметь детей, был избран для служения Богу. Родителям было дано веление Господа подготовить сына к назорейству1 [Чис.6:1-5]. Вся жизнь Самсона была сплошной борьбой с филистимлянами, иго которых уже 40 лет терпели «сыны Израилевы». Обманом враги узнали от подкупленной ими возлюбленной Самсона филистимлянки Далилы о том, что невиданная сила героя заключалась в его длинных волосах, не знавших с рождения ни одной стрижки. Если остричь ему волосы, то обет назорейства будет нарушен, сила покинет Самсона и он станет «как другие люди». В ночи филистимляне остригли спящего Самсона, ослепили его и сделали своим рабом, оковав его двумя медными цепями в Газе.

Со временем волосы богатыря отросли. Однажды филистимляне привели Самсона в храм их бога Дагона и стали заставлять его «забавлять» присутствующих. Враги хотели сделать его посмешищем. Самсон же, искренне помолившись, получил от Бога свою прежнюю силу и сдвинул с места два средних столба храма, обрушив на присутствующих всё огромное здание. В момент своей смерти Самсон убил врагов больше, чем за всю свою жизнь.

Надо отметить, что у древних «отказ от стрижения волос часто означал выполнение человеком какого-либо обета, как, например, у иудейских назореев или христианских монахов. У узбеков в знак обета принести жертву мальчикам оставляли на затылке косицу; после принесения жертвы косица отрезалась шейхом. Жители Маркизских островов, давшие обет мести за кого-либо из близких, выбривают себе голову, оставляя на макушке прядь волос, которую носят до тех пор, пока обет не будет выполнен» [15,  с.114].

Магической силой обладают не только волосы, покрывающие голову сверху, но и волосы бороды. Колдун Черномор из поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила» потерял свою силу, когда ему обрезали бороду. В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» «доктор кукольных наук» Карабас-Барабас гордился, а в критических ситуациях даже клялся своей длинной бородой. Потеря её – одна из составляющих расплаты за плохие поступки. В некоторых сказках вспоминается о волшебной силе живого и мёртвого волос из бороды Водяного (одного из духов воды).

В популярной повести Бориса Лагина «Старик Хоттабыч» по просьбе мальчика Вольки волшебник Хоттабыч исполнял его желания. С этой целью он каждый раз выдёргивал по одному волоску из собственной бороды, произнося при этом магические слова. Энергию, которая освобождалась во время вырывания волоска, он посылал на выполнение магического акта.

В фольклоре многих народов знахарей, колдунов, магов, волхвов, мудрецов, святых изображали с длинными бородами и волосами. Скандинавские народы не представляли себе без длинной бороды гномов, представителей стихиалей (духов) земли, которые умели ковать волшебные предметы, оружие и охраняли подземные сокровища.

Так как волосы – часть физического тела человечка, они несут информацию об их обладателе и сохраняют симпатическую (буквально сочувственную) связь с ним на любом расстоянии, через любой промежуток времени. Отрезанные или выпавшие естественным путём волосы (так же, как и ногти или другие части тела, части одежды и вещи, с которыми данный человек был в контакте) могли использовать ведьмы, колдуны и прочие слуги тьмы, чтобы иметь власть над сознанием (душой и духом) обладателя волос. Народные обычаи советуют не разбрасывать где-либо волосы, выпавшие с головы, потому что она будет тогда болеть. В цивилизации инков, например, в обязанности одной (из общего количества в нескольких тысяч слуг повелителя) служанки императора Инки входило тщательное собирание и … проглатывание всех волос, выпавших на протяжении дня с тела верховного Инки. А, как установлено наукой, человек теряет в день от 50 до 100 волос. Такое проглатывание осуществлялось с целью уберечь от порчи его здоровье, так как инки связывали состояние своего императора, которого они обожествляли, с судьбой всего народа.

Случаи использования волос в магии можно встретить в большом количестве и в других народах. Рассмотрим некоторые из них в славянском этносе. Украинский исследователь Олекса Варопай в своём этнографическом очерке «Звичаї нашого народу» (русск. «Обычаи нашего народа») чётко выделил, что «в старину стриженные волосы у славян были признаком рабства» [здесь и далее перевод цитат с украиноязычных источников – авторов статьи][3,  с.355]. Для подтверждения этого вывода он приводит ряд убедительных примеров. Он иллюстрирует свой вывод отрывками некоторых исторических документов времён Киевской Руси. Так, в Судной Грамоте князя Ярослава Мудрого (978-1054) предусмотрена казнь тому, кто обстрижёт кому-либо другому волосы или бороду: «Аще пострижет кто кому главу или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить…» [3,  с.355]. В древности «нестриженные волосы могли быть знаком особого положения человека» [15,  с.114].

В наше время переход осуждённых в состояние заключения сопровождается настоящим актом чёрной магии: их стригут налысо. Подобное действие осуществляется и над новобранцами, попавшими на службу в армию.

С пострига начинается также духовная жизнь тех, кто решил пойти в монастырь. Послушник добровольно отдаёт себя во власть духовного наставника, который и производит ритуальный постриг, тем самым вводя послушника в эгрегор2 принимаемой им религии. Это обрядовое действие осуществляют как над простыми людьми, так и над особами благородного происхождения. Летописец Запорожского казачества Дмитро Яворницкий замечает, что бывший кошевой атаман Пылып Федоров «поблагодарил Сечь за панство и в 1754 году пошёл в Самарско-Николаевский монастырь. Приняв постриг, он провёл там 41 год в напряжённых духовных поисках и умер на 102-м году жизни [21,  с.253]. Подобный переход к духовной, жизни наблюдался и у русских царей. Так, выдающийся русский поэт-духовидец Даниил Андреев подчёркивал: «Характерно, что, умирая, царь принимал постриг, этим знаменуя вступление души на высшую ступень духовной жизни» [1,  с.349]. По ходу заметим, что «у франкских королей с младенчества запрещалось стричь волосы. Состричь волосы означало у них отречься от престола» [15,  с.114].

Вспомним, что библейский Самсон и все назореи не должны были стричься, чтобы на них не могла влиять ничья посторонняя воля, кроме Божьей. Постриг в монахи – это отдача всего себя (и души, и тела) под власть духовного наставника. А существовал ещё и постриг, берущий начало в языческой, дохристианской эпохе и преследующий цель взять ребёнка под энергетическую защиту рода. Этот обряд дошёл до наших дней, потеряв при этом свой первоначальный смысл, и выполняется в разных регионах по-разному. Например, в одном из регионов Украины на «пострижины» «обязательно приглашали повитуху и крёстных родителей… Посреди хаты на полу простилали овчиной вверх кожух (как обереговый знак), садили на него мальчика, и названный отец выстригал крестнику немного волос в виде креста» [14,  с.169].

Как уже сказано, в различных славянских регионах обряд пострижин имеет свои особенные черты. Разными могут быть: возраст ребёнка, количество и степень родства приглашённых, порядок выполнения обряда, используемые при обряде атрибуты и т.д. По-разному складывается и судьба срезанных волос. Так, исследователь Владимир Супруненко указал на случаи, когда волосы с головы мальчика, чтобы он рос кудрявым, могли закопать под грушей, а прядь девочки прятали под вербою, чтобы имела длинные косы» [17,  с.62].

«Как пострижины – обряд перехода мальчика от возраста детского к возрасту юношескому, так и первое бритьё – переход от юношества к состоянию взрослого мужчины. При первом бритье брили только бороду, а усы, как признак зрелости, оставались» – замечает Олекса Воропай [3,  с.359]. После этого парень имел право «парубкувать» – принимать участие в разных молодёжных сборищах, подбирая себе пару для будущей семейной жизни. Его отец теперь мог сказать: «Сын мой, а ум у него свой» [17,  с.65].

У славян молодые девушки, очень тщательно ухаживали за своими волосами. В Украине они «всегда ходили с непокрытой головой – признак девичьей чести. Потеряв честь, девушка покрывала свою голову платком, а отсюда и название «покрытка», в старой Украине-Руси был обычай: если парень накинул на голову девушки намитку3, она становилась его женой» [3,  с.291].

Отголосок последнего обычая слышится на протяжении многих столетий в наидраматичнейшей свадебном обряде покрывания, который символизировал переход невесты в состояние замужества – под власть мужа. В некоторых регионах не ограничивались обычным покрыванием. Для усиления магической власти над будущей супругой её волосы ещё и обрезались. Например, «на Подолье отрезание косы осуществлял жених: посадив невесту себе на колени, отрезал косу ножницами. На Закарпатье сохранялся и более архаичный обряд – отсекание косы. После венчания в церкви начиналась танцы, во время которых невесте отсекали косу. Родственники жениха привязывали конец косы к гвоздю, вбитому в стену. Жених во время танца должен был проявить такую ловкость, чтобы одним ударом топорика полностью отрубить косу» [14,  с.176]. С этого момента, после бракосочетания, женщина могла показать волосы лишь самым близким членам семьи.

Не могла показывать волосы и «покрытка». За недостойное поведение парни насильно обрезали девушке косы. Это был настоящий коллективный акт чёрной магии, узаконенный обычаевым правом, во время которого разрывалась аура девушки, происходила её порча. Горькую участь покрытки Катерины с необычайной силой и проникновенностью описал Тарас Шевченко в своей одноимённой поэме.

Вспомним также историю библейской Марии Магдалины, обвиняемой в том же, что и покрытку, грехе. То, как повёл себя Иисус Христос с Марией, должно служить людям образцом для подражания, ибо окончательный вердикт выносит грешнику только Господь, а не человек, который сам находится во грехе. Существует такой эзотерический закон: обижается на других только тот, кто способен обидеть другого; и судит других только тот, кто сам не чист в подобном грехе. Даже если человек внешне не совершает какого-то греха, но берётся судить за этот грех других, то значит в глубине души в нём всё равно живёт желание и самому совершать подобный грех, то есть он ещё не очищен от этого греха.

Берущий на себя право судить кого-либо за какой-то грех делает это не из любви к грешащему и не из-за стремления помочь ему преодолеть подобный грех. Движущей силой, мотивом поведения такого человека является гордость или желание нанести другому энергетический удар или, другими словами, сделать порчу. Подобные мотивы, на наш взгляд, лежали в основе поведения тех, кто превращал оступившихся девушек в покрыток, и тем самым обрекал их на пожизненную расплату, превращая в изгоев общества как их самих, так и их детей.

О замужних женщинах и покрытках надо ещё сказать, что они не имели права не только показывать на людях свои волосы, но и украшать их венком из цветов. Все славянки соблюдали это правило. Ярким свидетельством этого является восстание чехов в 977 году против своей княгини Дубравки, которая, будучи старой бабкой, осмелилась положить себе на голову девичий венок. «Венок живых цветов защищал когда-то девушку от посягателей. Народ верил, что девушка, имея на своей голове венок, владеет чарами, которыми она могла сурово наказывать каждого посягателя» [3,  с.300].

Славяне верили, что венок защищал девушку и от дурного глаза, и от нечистой силы. С целью такой защиты девушки не снимали с головы венков в дни праздников4, когда, по народным поверьям, бродят тени мертвецов, бегают мавки5, из воды на берег выходят русалки и на земле появляются представители других видов нечистой силы: накануне Святого Юрия, на Зелёной неделе, в ночь на Ивана Купала. «Чтобы увеличить защитную силу венка, девушки вплетают между цветами чеснок, полынь и любисток – зелье, имеющее само по себе силу против всякой «чертовщины» [3,  с.300-301].

А во время свадьбы невесту защищал венок из крещатого барвинка (рус. «могильника»), или белая фата (зап.-укр. «велён»). В античной Греции апотропеическую (защитную) роль играли лавровые венки. Обереговую функцию осуществляли также диадемы, короны, кокошники, ленты или шнуры, повязанные вокруг головы. Русское выражение «очертя голову» первоначально имело значение «защищаться, обвязав собственную голову каким-либо обереговым предметом, образующим замкнутый круг»6.

«С сакрально-символическим значением, которое придавалось волосам на голове, связаны обычаи, согласно которым следует прятать или, наоборот, обнажать», – подчёркивает Ариэль Голан в своём основательном научном исследовании «Миф и символ». Он также замечает: «В Европе в средние века женщины не снимали головной убор не только на людях, но и дома. Религиозные еврейки повязывают платок так, чтобы он полностью закрывал волосы. В Дагестане, особенно в глухих горных селениях, женщина избегает того, чтобы её волосы увидел даже муж. У европейцев и кавказцев принято обнажать голову в знак почтения» [5,  с.15].

Стоит заметить, что русские выражения «засветить волосы», «опростоволоситься» говорят о негативном значении обнажения волос у русских в старину и первоначально означали «опозориться», «стать всеобщим посмешищем»: «в русских деревнях» обнажить женщине волосы – «это было […] величайшим позором, и она была обязана тщательно прятать свои волосы от посторонних под специальным головным убором – кичкой» [15,  с.114]. А древние иудеи свой позор сопровождали публичным осыпанием волос головы пеплом.

Волосы человека являются продолжением его ауры на физическом плане, мостом между тонким (астральным) и физическим мирами. Длинные волосы можно сравнить с антеннами, которые обеспечивают человеку (микрокосмосу) связь с окружающим его миром (макрокосмосом). Поэтому люди с длинными волосами, усами и бородами имеют больше, возможностей, предчувствовать события, активнее воспринимать новые мысли, и, можно сказать, эволюционировать. Вероятно, именно этим объясняется стремление людей вольных профессий (артисты, поэты, художники, музыканты…) иметь длинные волосы. В Агни Йоге сказано, что лучше чувствуют астральный план животные с длинной шерстью.

Более тесная связь с астралом необходима и женщинам, на которых лежит бульшая ответственность за продление рода: длинные волосы позволяют им предвидеть опасность на уровне ощущений. Не случайно, вероятно, русская лексема «ощущение» связана со словом «щупать»7. Возможно, лучшей связью с астралом объясняется и поверье, бытующее у многих народов: волосатый человек будет богатым8 [5,  с.15].

Астральный, план – это план желаний и чувств. Укр. «бажання» («желание») этимологически связано с укр. «багаття» («костёр, огонь») и укр. «багатство» («богатство»).

Слово «чувство» сокоренно словам «чутьё», «чуять», «чуткий», укр. «чуйний» («чуткий»), «чуть-чуть», укр. «чути» («слышать»), укр. «почуття» («чувства»), укр. «відчуття» («ощущения»), болг. «чэвам» («слышу; берегу»), c.-хорв. «чэвати» («беречь, охранять»), словац. čutіe («чувство, ощущение, смысл»), чеш. иiv нерв»), словац. иuv («нерв»), др.рус «чути» («чувствовать, ощущать, слышать, сознавать, знать») и др. [19]. По-видимому, с приведённой группой слов связаны и лексемы «чуб», укр. «чуприна» («волосы, шевелюра; чуб»).

Хочется заметить, что связь волос с астральным планом и сознанием можно проследить и в некоторых других языках. Видна также и определённая связь волос со слухом. Например, можно сравнить такие лексемы: др.рус. «чути» и нем. hцrеn («слышать, слушать») и нем. Нааr («волос; шерсть; ворс») или англ. hеаr («слышать; слушать, выслушивать; узнавать») и англ. hаir («волосы; волосок; шерсть»).

На англ. лексему hear похожи англ. head («голова; человек; вождь, руководитель; способность, разум») и англ. ear («ухо; слух»). Англ. ear ещё имеет значения «колос (о злаках); кочан (кукурузы); колоситься». Можно предположить, что подобная внешняя похожесть этих лексем может быть обусловлена связью волос со слухом и астральным планом – связью, о которой говорилось выше.

Эзотеризм утверждает, что растительный мир кроме физического тела каждого растения имеет ещё и витальное (жизненное) тело9, которое по своим свойствам во многом похоже на астральное тело. Другими словами, эфирное тело является переходным между физическим и астральным телами – точно так же, как и волосы. Видимо, поэтому оккультная традиция одной из своих аксиом считает связь волос человека или животного с растительным покровом Земли, то есть с представителями растительного царства, проводит между ними аналогию. Это отобразилось и в мифологиях многих народов. Например, в скандинавском эпосе «боги сделали деревья из волос великана Имира» [16,  с.11]. Не случайно лексеме «волос» однокоренными являются такие слова: санскритское valзa («ветка, ветвь»), др.инд. vбlsah («побеги, поросль; гибкий прут; ветвь»), нем. Wald («лес»). На связь волос с растительным миром указывают и другие источники [5,  с.15].

Русский мифологизированный образ созвездия Плеяд называется «Волосыни». «Характерно, что в русских средневековых астрологических текстах семь планет, оказывающих влияние на судьбы людей, называются рожаницами […] и, следовательно, связываются с Радой, подобно тому, как Волосыни в конечном счёте связаны с другой (территориальной) формой объединения людей – волостью. Название Плеяд Волосыни соотносимо с культом Волоса-Велеса, который на севере Руси и на Поволжье, соединился с культом медведя («волосатого» в табуистическом обозначении)» [11,  с.128].

Вспомним связь длинных волос у женщин с продолжением рода, покровителем которого у славян был бог Рад, а также связь волос с растениями: слова «род», «рост», «растение», «природа» сокоренны. Интересна связь слова «волос» с лексемами «волость», «власть» (укр. «влада»), «воля», укр. «волати» («предпочитать, желать, хотеть») и др. Чешские vlast – «родина, отчизна», a vlada – «правительство» [18].

Воля напрямую связана с астральным планам – планом желаний, чувств, а также с властью, которая осуществляется при помощи воли, руководимой знаниями. Сокоренно лексеме «воля» латинское volo, velle («желать, хотеть») и, вероятно, лат. volo, volāre («летать»). Значение «летать» можно объяснить тем, что для полёта необходимо противопоставление воли летающего силе тяжести, гравитации (а, значит, и греха, который и эзотерически, и, в определённой степени, филологически связан с понятием гравитации10). Можно высказать догадку, что с лат. volo имеет связь лат. vōx, vōcis11 («звук, голос; слово, речь, язык; ударение; заговор, волшебное слово, магическая формула») – голос является передатчиком воли.

О связи власти и волос косвенно может свидетельствовать ещё и тот факт, что лев, который в силу своей психической организации считается царём зверей, имеет гриву. Знаку Льва в астрологии соответствует Солнце – светило, которое условно можно назвать царём планет нашей планетной системы. Лучи Солнца напоминают гриву льва12.

Имеет гриву и такое животное, как конь. Английская лексема horse («конь») не случайно похоже на название славянского языческого бога Солнца Хорса. Ариэль Голан утверждает: «У южных семитов священным животным богини солнца была лошадь. Кони и колесницы посвящалась солнцу у древних евреев. В Авесте солнце называется «быстроконным». В Ригведе говорится о солнце, влекомом лошадьми, конь выступает в качестве образа солнца, само солнце называется конём» [5,  с.49].

Исследователь также отмечает: «Семантическая связь понятий «конь» и «солнца» существовала у древних греков и германцев; нередко у них само солнце называлось конём. Солнце персонифицировалось в образе коня у скандинавов; у кельтов конь считался символом солнца. У древних славян «конь… связан с солнцем, как бы заменяет его». В древнеиндийских и литовских мифах говорится, что конь сотворён из солнца» [5,  с.49]. Может быть, именно благодаря волосам гривы конь – такое чувствительное животное и одно из самых умных? Интересно, что во французском языке лексемы, обозначающие понятия «конь» и «волосы», очень похожи друг на друга: cheval («конь») и cheveu («волосы») [4].

Отдельно хочется сказать о фактах, на наш взгляд, говорящих в пользу мысли о том, что кони имеют определённую энергетическую силу в волосах гривы. Авторам неоднократно приходилось слышать об этих фактах в разное время в разных регионах Украины от представителей старших поколений, либо самих живших во времена, когда многие семьи имели своих коня или лошадь, либо слышавших воспоминания об этих временах от своих родителей и дедов или бабок.

Иногда утром хозяева коня обнаруживали его гриву так сильно спутанной, что расчесать её почти не представлялось возможным. Утверждали, что ночью гриву коня спутывал маленький хищный зверёк ласка. В природе этот зверёк, не смотря на свои небольшие размеры, отличается огромной кровожадностью и за сутки съедает живности больше, чем весит сам, что говорит об огромной демонизации духа этого вида. Но в данной ситуации, как утверждают умудрённые жизненным опытом люди, коня мучила не обычная ласка, а принявшая образ ласки какая-нибудь ведьма-оборотень13, и после такой ночи конь оставался буквально обессиленным.

Об энергетической активности волос в определённой мере свидетельствует то, что при ужасе волосы встают дыбом, так как в это время электромагнитные излучения тела усиливаются. Непроизвольная подобная реакция может наблюдаться при приближении демонической сущности тонкого плана, невидимой для физических органов зрения. «Вздыбливаются» и волосы животных во время их поединков: например, у тех же котов, которые, будучи по своей природе тесно связанными с планетой Луна (покровительницей ведьм и колдунов14), чутко реагируют на все проявления астрального мира.

Интересно, что у многих народов бытует мнение, что человек с рыжими волосами (особенно с, так сказать, огненными) имеет «от природы» бульшую, чем другие люди, магическую силу. Авторы не берутся утверждать, насколько истинно это или подобное ему мнение в отношении людей с абсолютно чёрными (как смоль) волосами, но думают, что нет дыма без огня15. Можно при нежелании не принимать во внимание подобных утверждений и отрицать, что цвет волос может что-нибудь значить, кроме чисто эстетического вида. Однако вот что можно встретить, например, на страницах научно-популярной литературы: «Сравнительно недавно зарегистрирован феноменальный случай: в разношерстной отаре от удара молили погибли лишь овцы одной масти» [12,  с.146].

Вероятно, что-то серьёзное стоит и за мифом об аргонавтах, добывавших золотое руно, которое обладало большой магической силой. В той же книге мы встречаем такие строки: «В Британском центре ядерных исследований, любопытства ради, решили проверить ещё раз состав шерсти. Проверили и не поверили своим глазам. Особо чувствительные приборы неожиданно обнаружили в волокнах… золото. Оказалось, что в кормах и в воде благородный металл этими же приборами не установлен… Золото входит в состав белковой структуры волос, содержание его у разных животных одинаковое. Роль металла пока неизвестна» [12,  с.145].

О магической силе волос, по-видимому, говорит и то, что запорожские казаки, часто находясь в тяжёлых для соблюдения гигиены условиях, оставляли себе на голове пряди-хохлы, расположенные над точкой, которую китайцы называют «бай хуэй». Йоги и оккультизм восточной школы эту точку называют чакрой или чакрамом16 сахасрарой и утверждают, что она отвечает за связь с Космосом и что в ней различные виды физической энергии утончаются, доставляя пищу для деятельности духовного тела. Наверное, для улучшения контакта с тонким планом ведьмы распускают свои волосы. Как отмечают историки, «в средневековой Европе считали, что сила колдунов и ведьм находится в их волосах, поэтому людям, обвиняемым в колдовстве, обрывали волосы» [15,  с.114]. Вполне возможно, что распущенные волосы помогают ведьмам левитировать (летать), используя для этого метлу, которая, вероятно, то же может выполнять роль связки антенн-собирателей энергии.

Распущенные волосы позволяют не только лучше ощущать, окружающий мир и считывать с него информацию, но и насыщать пространство своими энергиями: волосы при этом выполняют роль уже не только принимающих, но и передающих антенн. Вот почему сексуально озабоченные девушки или женщины, распуская волосы, намного быстрее сеют у мужчин страсть обладания, и порабощают их вначале на тонком плане, а потом и на физическом. Волосы же, собранные на голове в пучок, помогают собраться с мыслями и чувствами, сосредоточить внимание. Подобный эффект вызывает и плетение волос в косы, а также покрывание волос платком или другим головным убором.

Достаточно важным, на наш взгляд, является тот факт, что парикмахером раньше был лекарь – цирюльник, – который занимался не только стрижкой. Вообще, стрижка волос – очень важный в магическом отношении акт. Как утверждают историки, «Все манипуляции с волосами у первобытных людей имели магический характер, так как существовало представление, что именно в волосах сосредоточена жизненная сила. Завладев прядью волос человека, можно было получить власть над его жизнью и причинить ему страшный вред. Поэтому особенно тщательно соблюдались предписания, связанные со стрижкой волос. Часто стрижка волос доверялась лишь определённой категории людей. В Индии существовала специальная каста цирюльников» [15,  с.113].

Другими словами, очень важно то, какой человек осуществляет стрижку: злой человек может сделать порчу тому, кого он стрижёт, разъединив связь подстригаемого с Космосом и начав забирать его психическую энергию себе.

Подобный энергетический вампиризм будет осуществляться до тех пор, пока жертва не догадается о том, кто, когда и как сделал порчу и не обратится за помощью к представителям Сил Света. Авторы сталкивались не с одним случаем, когда во время стрижки таким путём человеку, ничего не подозревающему, пробивалась аура на длительное время (иногда на десятки лет). В народе не случайно говорится о лёгкой и тяжёлой руке, подразумевающих альтруиста или эгоиста соответственно. От этого факта зависит и скорость отрастания волос, и посещение постриженного дурными или светлыми мыслями и желаниями.

Заметим, что здесь работает тот же принцип, что и с освящённой водой: если в обычную воду доливается освящённая, то вся вода освящается; если же наоборот, то нейтрализируется заряд, и святая вода становится обычной. Этот принцип действует не только с водой или волосами, поэтому авторы хотят предупредить неравнодушного к своей душе (по сути, к себе истинному) читателя о том, чтобы он был внимательным к тем людям, кому он доверяет как свои, космические антенны, так и что-либо иное.

Для дополнения сказанного приведём несколько фактов, касающихся волос, подготовленных к печати Анастасией Самойлович. В своём развитии волосы проходят три фазы: период роста (анаген), период покоя (телоген) и переход от одной стадии к другой (катаген). У здоровых людей примерно 80% волос находятся в стадии роста.

Волосы на 3% состоят из влаги и на 97% – из белка. Количество волос зависит от цвета: у блондинок примерно 120 тысяч волос, у брюнеток – 100 тысяч, у шатенок – 109 тысяч, у рыжих – 80 тысяч.

В тёплое время года волосы растут быстрее. Короткие волосы отрастают на два сантиметра в месяц, а длинные (30 см) – всего на один см. Из одного волосяного фолликула в течение жизни вырастает в среднем около 20 волос. Каждый волос существует от нескольких месяцев до четырёх лет и более. У мужчин волосы выпадают в восемь раз активнее, чем у женщин.

По виду и состоянию волос можно определить настроение человека. Если волосы шелковистые, это признак душевного спокойствия. А вот из-за психических перегрузок, длительных стрессов состояние волос может ухудшиться. Статистика утверждает, что 84% пациенток, страдающих от стресса, постоянно ходят в парикмахерскую «в лечебных целях».

Завершая свою статью, авторы хотели бы подчеркнуть, что всё, созданное Богом, существует не только для красоты, но и для помощи Божьим творениям стать и идти путём познания Истины. Человек создан по образу и подобию Божьему, является микрокосмосом, отражающим в себе макрокосмос, и волосы, ставшие темой нашей сегодняшней беседы, занимают своё определённое место в структуре мироздания. Не случайно одно из созвездий, украшающих небесный свод, носит поэтическое название Волосы Вероники17. Познавая себя и окружающий мир, человек шаг за шагом раскрывает для себя замысел Творца, становится сотрудником в деле эволюции и занимая предназначенное ему изначально место в беспредельной Иерархии Света.

г. Бердянск – Переяслав-Хмельницкий, 19.07.2006, ср.      14.28.

Литература:

1. Андреев  Д.  Л. Раза Мира. – М.: Иной мир, 1992. – 575с.

2. Библия.

3. Воропай  О. Звичаї нашого народу. – К.: Оберіг, 1991. – ч.2. – 422с.

4. Ганшина  К.  А. Французско-русский словарь. – М.: Русский язык, 1982. – 912с.

5. Голан  А. Миф и символ. – М.: Русслит, 1994. – 375с.

6. Дворецкий  И.  Х. Латинско-русский словарь. – М.: Рус. яз.-Медиа, 2003. – 846c.

7. Кочергина  В.  А. Санскритско-русский словарь. – М.: Филология, 1996. – 944с.

8. Лепинг  Е.  И., Страхова  Н.  П., Лейн  К, Эккерт  Р. Русско-немецкий словарь. – М.: Русский язык, 1976. – 847с.

9. Лепинг  Е.  И., Страхова  Н.  П., Филичева  Н.  И., Цвиллинг  М.  Я., Черфас  Р.  А. Большой немецко-русский словарь: В 2 т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1969. – Т.  1. – 760с.

10. Лепинг  Е.  И., Страхова  Н.  П., Филичева  Н.  И., Цвиллинг  М.  Я., Черфас  Р.  А. Большой немецко-русский словарь: В 2 т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1969. – Т.  2. – 680с.

11. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.  М.  Мелетинский. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – 672с.

12. Осадчий  А.  А. Животноводство для всех. – Донецк: Донбас, 1986. – 175с.

13. Подвезько  М.  Л., Балла  Н.  И. Англо-украинский словарь. – К.: Радянська школа, 1974. – 664с.

14. Пономарьов  А.  П., Артюр  Л.  Ф., Космічна  Т.  В. та інші. Українська минувшина. К.: Либідь, 1994. 255с.

15. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.  В.  Смирницкой. – М.: ННН, 1995. – 272с.

16. Светланов  Ю. Скандинавские сказания. – М.: Дет. лит., I970. – 240с.

17. Супруненко  В.  П. Народини. Запоріжжя: МП «Берегиня», 1993. 136с.

18. Черных  П.  Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. – М.: Русский язык, 1994. – Т.1. – 622с.

19. Черных  П.  Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. – М.: Русский язык, 1994. – Т.2. – 560с.

20. Щерба  Л.  В., Матусевич  М.  И. Русско-французский словарь. – М.: Русский язык, 1983. – 840с.

21. Яворницький  Д.  І. Історія запорозьких козаків: У 3-х t. – К.: Наукова думка, 1990. – Т.1. – 578с.

1 Обет назорейства требует от посвящённого ему человека соблюдения ритуальной чистоты, определённых аскетических ограничений, среди которых – воздержание от вина и запрет стричь волосы. В основе названия общины назореев лежит древне еврейское слово «назар», которое Елена Петровна Блаватская переводит как «избранный».

2 Слово «эгрегор» в данном случае употребления по смыслу похоже на греческую лексему «эйдос». То есть, оно подразумевает под собой идею, «обросшую» эманациями, выделениями психической энергии людей, направленными на укрепление и развитие данной идеи. Любая идея, над которой в достаточной мере думало хоть какое-то число людей, обладает своим энергетическим потенциалом и волей. Чем больше количество людей, питавших данную идею, чем дольше и интенсивнее они работали над её обдумыванием, желая её воплотить в жизнь (= реализовать на физическом плане), тем большей энергетической мощью обладает данный эгрегор и тем легче последующим людям трудиться в направлении реализации положенной в его основе идеи.

Если говорить об эгрегоре какой-либо церкви, то надо сказать, что все обряды, принятые в рамках данной конфессии (и в первую очередь – обряды крещения или инициации), призваны ввести новообращённую личность под энергетическую защиту эгрегора данной церкви, и тем самым облегчить путь её духовного продвижения. Со временем любой эгрегор, созданный Силами Света, засоряется проникающим в него представителями, легатами тёмных сил. Тогда загрязнённый эгрегор уже выполняет не эволюционные и творческие задачи, а начиняет служить делу инволюции, деградации, застою и дальнейшим запустению и разрушению.

3 Намитка – древний головной платковый убор замужней украинской женщины, не сохранившийся в её современном гардеробе. Представлял собой льняной, конопляный или прозрачный шарф длиной до 5 м и шириной до 50 см, который обматывался вокруг очипка (повойника) и завязывался пышным бантом сзади, чтобы были видны его украшенные богатым тканым переборным орнаментам концы.

4 Крупные религиозные праздники совпадают с критическими в энергетическом отношении днями, когда усиливается воздействие тёмных сил. В такие дни рекомендовалось заниматься не физическим, а духовным трудом, направляя на борьбу с нечистью все силы души. Можно сказать, что религиозные праздники – это не праздное времяпровождение, направленное на поиск удовольствий тела, а упразднение физической работы на пользу духовного совершенствования человека. Не случайно в украинском языке «праздник» называется лексемой «свято», то есть праздники – это дни, когда надо особо стремиться пребывать в святости. Это же отчасти касается и выходных дней – своеобразных минипраздников.

5 Мавки по славянской мифологии – это разновидность русалок, существа, олицетворяющие души детей, которые родились мёртвыми, а с принятием христианства – и души детей, умерших некрещёными. Мавки имеют вид красивых молодых девушек с длинными льняными волосами, которые пением могут заманить парня и затем защекотать его до смерти.

6 Обереговую функцию выполняли вышитые пояса, вышивки на круглых вырезах элементов национальных славянских костюмов: края рукавов, горловины, воротника, подола поясных и плечевых нарядов, нижнего края штанов, а также бижутерия – бусы, пекторали, герданы, браслеты, кольца, перстни, серьги и т.д. Для гадания и других контактов с разного рода духами всё вышеперечисленное снималось, потому что не впускало духов по энергоканалам тела контактёра внутрь его астрального и ментального тел. Так, например, героиня романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина перед гаданием сняла с себя и металлический крестик и свой пояс, открыв этим к себе доступ нечистой силе.

7 Можно сказать, что ощущения предшествуют чувствам и теснее связаны с областью не сознательного, а подсознательного. Чувства же больше относятся к области сознательного, освоенного данным сознанием (душой) на практике. В тех областях, которые находятся за пределами освоенного («владения» данного сознания), это сознание движется «на ощупь», будучи окутанным тьмой слепоты, невежества (глаза-вежды связаны со зрением, а значит и знанием, веденьем – отсюда и, как можно предположить, сокоренность слов «вежды», «ведать», «свет», «ответ», «совет», «привет»).

Со временем накопленная из отдельных кусочков на ощупь информация складывается в определённую систему (по-гречески буквально «целое, состоящее из частей-тем»), картину более широкой, чем прежде имело данное сознание, области мироздания. Рост создания при этом может быть безграничным и сфера действия ощущений продвигается всё дальше от центра данного сознания к периферии, отдавая освоенные «территории» чувствам. Последние, в свою очередь, заменяются со временем чувствознанием, интуицией.

8 Волосатых людей считают более страстными, а это значит, что они сильнее связаны с астралом, совокупностью измерений желаний. Жажда накопления богатства – одна из разновидностей страсти. Вероятно, у волосатого человека активнее может проявиться желание иметь богатство, а любое желание рано или поздно реализуется. Другое дело – при помощи каких сил достигается эта реализация (любая страсть – признак одержания, бесноватости) и сколько потом придётся за это душе расплачиваться страданиями «в местах не столь удалённых» – в нижних слоях астрала, в демонизированных измерениях.

9 Согласно эзотерической доктрине, представители минерального царства имеют лишь плотное тело, состоящее из химического слоя физического мира. Эфирное (тонкое) тело у минералов только закладывается, а состояние их сознания подобно трансу.

Представители растительного царства имеют плотное и витальное (жизненное) тела, а тело желаний (астральное) находится в стадии формирования. Состояние сознания растений соответствует состоянию сна без сновидений.

У животных к плотному и витальному телам добавляется астральное, а формируются проводники, энергетические каналы ментального тела, находящегося в области конкретной мысли (точнее, трёх измерений этой области). Состояние сознания животных соответствует состоянию сна со сновидениями.

Люди имеют весь набор выше перечисленных тел и работают над построением проводников высшего ментального тела, находящегося в области абстрактной мысли, опять же состоящей из трёх измерений. Человек становится альтруистом, вбирающим в область своего сознания всё большее и большее количество других существ, считаясь с их свободной волей. Состояние сознания человека пробуждённое…

Существа, достигшие истинной мудрости, то есть накопившие большой жизненный опыт на уровне человеческого развития (как правило, пройдя много человеческих воплощений), соединяют в себе высшую природу с низшей, материально-физической, превращаются в просветлённых существ с целостным (космическим) сознанием и входят в Космическую Иерархии на правах полноправных сотрудников эволюции, сотворцов, раскрывших и развивших в себе целый арсенал духовных качеств, об овладении многими из которых мы на нашем уровне развития либо только мечтаем, либо вообще даже не догадываемся об их существовании и о том, что они заложены и в нас, только пока находятся в латентном состоянии.

10 Понятие «свет» ассоциируется с лёгкостью, антигравитацией, знанием: ср. англ. light – «лёгкий; свет»; нем. leicht – «лёгкий» и нем. Licht – «свет»; рус. «видеть-ведать», «свет-ведать». Антипод света – тьма – ассоциируется с тяжестью, грузом, грехом, невежеством, лишением свободы воли души.

Цитадель тьмы, носящая в греческой мифологии название Аид (от которого пошло рус. «ад»), служащее и именем её хозяина (вариант имени – Гадес) и буквально означащее «невидимый» – место, названное так из-за отсутствия в нём света, что лишает попавшего в него возможности видеть, приводит к усилению тяжести, гравитации.

Лат. gravitas («тяжесть») соответствует рус. «груз» с тем же значением. Лексема «груз» сокоренна словам «грязь», «грусть», «груда», «гряда», «грядка», «грудь», «грянуть» («ударить»), «грунт». К ним в определённой мере примыкают слова «громить», «греметь», «грозный», «гранит», «гранат», «грандиозный» (имеющий огромный вес), «град», «гравий», «гравировать» и другие слова, имеющие буквосочетание «гр-» и значения, так или иначе связанные с тяжестью, плотностью, силой.

К этой же группе слов можно отнести лексему «грубый» («невежественный, неучтивый, некультурный, (культура – поклонение уру-свету)») и сокоренное др.рус. «грубъ; грубый» («злой, дурной; невежественный»). Невежественный – это тот, у кого ещё не достаточно развито сознание, закрыты духовные глаза-вежды.

С др.рус. «грубъ» этимологически и семантическо-эзотерически близки лексемы «грех», «грёзы» и «гроза». Грех есть не что иное, как ошибка, неправильное действие, заблуждение: ст.сл. «грехъ» («ошибка, грех»); болг. «грешка» («грех; ошибка»); рус. «погрешность» и «огрех», означающие неточность, недоработку.

Слово «грез» в некоторых русских говоpax имеет значение «бред», указывающее на болезненное состояние сознания и родственное лексемам «бродить», «блуждать», «блудить», означающих неправильное действие, продвижение не тем путём: ст.сл. «съгреза» – «ошибка»; ст.сл. «съгрезъ» – «смешение» (вероятно, запутывание, увод от истины: ср. помешать что-то сделать); ст.сл. «греза» – «волнение, смущение (<  муть); грязь».

Слово «грёза» имеет значения «мечта, создание воображения» с оттенком влияния враждебных эволюции сил тьмы (ср. ст.сл. «гроза» – «гроза, угроза (наличие враждебных сил-агрессоров), ужас, ад») говорит о болезненном воображении, в котором духовные законы находятся в замутнённом, искажённом (ср. укр. «сказ» – «бешенство» < «бес») виде. Такое воображение не соответствует необходимому для творчества воображению адептов правой руки (представителей Иерархии Света), в котором существует соразмерность образов и отображаемых через них принципов, космических законов.

11 С лат. volo однокоренны лексемы «воля» (по сути, концентрированное желание), укр. «воліти» («желать»), укр. «володіти» («владеть»), «велеть», «великан», «власть», «волос». У некоторых животных поединки между самцами происходят при помощи голоса, крика.

У людей с грубым сознанием перекрикивание имеет своей целью овладеть душами тех, кого перекрикивают, подчинить их своим, эгоистическим желаниям. Таким образом, голос может использоваться и как оружие нападения или защиты, энергетическое проявление волевого начала. Это наталкивает на догадку, что слова «воя», «воин», «вой», «война», «конвой» (как бы содвижение) берут начало от лат. vōx, vōcis. Кстати, косвенным подтверждением нашей догадке может послужить похожесть нашего слова «крик» с нем. Krieg («война») и нем. Krнeger (устар. «воин, боец»).

Интересно, что в Японии существовала ещё в прошлом веке особо засекреченная системы борьбы голосом, в которой противника можно было повернуть не прикасаясь к нему, а точнее – одним лишь голосом (вероятно, ультразвуком, который адепты каким-то образом учились продуцировать своими голосовыми связками и затем направлять на противника).

12 Как свидетельствует посвящённая Элизабет Хейч в своей автобиографической книге «Посвящение» (глава «Львы»), в древнем Египте в те времена, когда страной управляли истинные посвящённые Белой Ложи, фараон совершал выезды на колеснице, запряжённой львами. Эти звери были так чувствительны к энергетике управлявшего колесницей посвящённого, что сразу же отвечали на малейшее усилие его воли и ему даже не приходилось прибегать к помощи поводьев. При этом надо отметить, что львы были настолько независимы, что ими мог управлять только посвящённый с чистой энергетикой мыслей и чувств: главная героиня книги была разорвана львами, когда подошла к ним после совершения одного серьёзного проступка.

13 Оборотнями называются колдуны и ведьмы, способные выходить (экстериоризироваться) в астральном теле (астросоме) из своего физического тела и превращаться при уплотнении астросома в животного.

Согласно эзотерической доктрине, экстериоризация происходит, как правило, в особом состоянии, похожем на гипнотическое или пограничное между сном и бодрствованием. Астросом колдуна или ведьмы превращался (ср. англ. turn – «вращаться, поворачиваться; превращаться») чаще всего в волка, нападавшего затем на слабых или незащищённых людей, детей, животных. При этом, если результат нападения был летальным, то смерть жертвы происходила только от задушения, без ран и пролития крови, то есть от энергетического вампиризма, извлечения нервной силы (психической энергии) оборотнем из жертвы.

В эзотеризме это явление носит название «ликантропия»: греч. «ликос» – «волк» + греч. «тропос» – «оборот, поворот»). А сам оборотень называется ликантропом. Интересно, что у многих народов в фольклоре название оборотней часто связывается с названием волка. Так, укр. «вовкулак» (укр. «вовк» – «волк»), нем. Werwolf (нем. Wolf – «волк»), франц. loupgarou (франц. loup – «волк»; а также «ошибка, промах (в работе), брак, изъян»).

Надо сказать, что астросомы иных людей принимают форму животных, инстинктам которых наиболее соответствует характер этих людей. Поэтому шведский ясновидящий Эммануил Сведенборг (1688-1772) видел многих своих знакомых в виде разных животных. Ликантропы по кровожадности, очевидно, походили на волка. А имя воина-оборотня берсека, по всей вероятности, указывает на связь оборотня с медведем (ср. нем. Bдr – «медведь»).

14 Значительная часть колдовских дел основана на использовании низших слоёв астрала, соответствующих различным животным страстям и эмоциям. Это указывает и на связь с Луной колдунов и ведьм, согласующих свои чёрные дела с фазами Луны. Как объясняет природу Луны книга «Космические легенды Востока» в легенде «Луна – мать Земли», «на Луне мы, теперешние люди, проходили стадию животной жизни. Значит, у нас тогда не было ещё разума, не было мышления – ведь животные живут только чувствами и инстинктами. Вот почему серебряный загадочный свет Луны, напоминая собой о том далёком запредельном прошлом, подавляет мысль и придаёт особую силу чувствам. Они тогда побуждают к странным поступкам – как бы в опьянении – которые при «трезвом свете» Солнца кажутся постыдными. Усиливая безотчётность, Луна парализует волю и сознательность. Лунное настроение – это атавизм, который тянет человека назад, к животному состоянию, к тому, что невыразимо давно ушло безвозвратно. Вот почему Лунный свет вызывает меланхолию, ностальгию, побуждает к безотчётной тоске о далёком и забытом прошедшем. […] По этим причинам следует избегать её лучей, понимая их отрицательное влияние на нашу психику. Только безлунное звёздное небо приносит гармонию нервов».

15 Лексемы «рыжий» (укр. «рудий»), «руда», «русый», «рысь», «рута», «ржавый» – от той же основы, но на иной ступени чередования, что и «рдеть» («становиться красным»).

Слово «руда» первоначально обозначало лишь руду железа. Эта руда получила своё название за цвет: железо при окислении покрывается налётом красного цвета. Кровь имеет красный цвет благодаря атомам железа. Железо активнее других металлов приобретает и удерживает магнитные свойства и, вероятно, благодаря ещё и этому кровь активно используется в чёрной магии, создавая своеобразный энергомагнетический мост со своим хозяином-жертвой.

Растение рута нередко используется как ингредиент приворотного зелья (вспомним хотя бы песню Владимира Ивасюка «Червона рута», где об этом растении говорится, как о «чар-зелье»).

Астрологически железо связано с Марсом – красной планетой, планетой активных действий.

16 Слово «чакра» в переводе на наш язык означает «колесо».

Физическое тело оживляется энергиями, проходящими через органы, которые западная наука называет плексусами (сплетениями), а индусы – чакрами. В человеческом теле насчитывают 7 основных чакр, каждая из которых пропускает свой вид космической энергии:

1) муладхара (или маладара) – крестцовый плексус;

2) свадхистана (саудистана) – предстательный;

3) манипура (манипюрака) – солнечный;

4) анахата – кардиальный (сердечный);

5) висудха (виандха) – глоточный;

6) аджна (агнеия) – губчатый;

7) сахасрара – шишкообразная железа мозга (дыра Брамы).

17 Созвездие Волосы Вероники (Сома Berenices) окружено созвездиями Волопаса, Девы, Льва и Гончих Псов. В этом созвездии расположен северный полюс нашей Галактики. Образно говоря, это созвездие составляет волосы на голове Галактики.

Волосы Вероники выделены в качестве созвездия ещё в 3 веке до н.э. астрономом-математиком Кононом, другом Архимеда. Конон же дал этому созвездию и такое поэтическое название. Но только лишь в 16 веке, по предложению Тихо Браге, его стали считать отдельным созвездием. Название созвездия связано с исторической личностью – Вероникой, супругой фараона Египта Птолемея III Эвергета, жившей в 3 веке до н.э. и славившейся своей божественной красотой. Сказочно прекрасной её делали волосы, которые сверкали, словно золотистая река, и вызывали восторг каждого, кто имел счастье их увидеть. Птолемей на много лет ушёл на войну и верная супруга, чтобы он вернулся живой, принесла в жертву свои чудесные волосы богине любви Афродите. Та отнесла их на небо…