Газета клубу директорів централізованих бібліотечних систем Запорізької області
В 16 столетии было так:
«Как только я вхожу в библиотеку, я запираю свою дверь и изгоняю таким образом жадность, самолюбие, пьянство и леность и все пороки, которых источником является невежество, плод праздности и меланхолии; я погружаюсь в лоно вечности среди чудных авторов с такой гордостью, с таким чувством самоудовлетворенности, что готов жалеть всех важных и богатых господ, которые не причастны этому счастью.
Даниил Гейнзиус, голландский филолог, критик и поэт
А в 2005 году?
LIBRARY.RU: советы коллег
Читатели
Библиотека должна сама определить приоритеты библиотечного обслуживания, определить те читательские группы, которые особенно нуждаются в ее помощи и услугах.
Значительную часть основных пользователей современных российских сельских библиотек составляют, как и прежде, дети и учащаяся молодежь (в совокупности до 60-65%), сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.
Последнее время добавились и новые категории пользователей сельских библиотек: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на библиотечное обслуживание.
Каждая из этих категорий обращается в библиотеку со своими проблемами и ждет от нее помощи; с каждой из них библиотека строит свои отношения.
Необходимо отметить, что сегодня их читательские интересы и потребности усложняются и углубляются, а весь их читательский облик претерпевает сегодня заметные изменения.
Однако среди разнообразных читательских потребностей значительное место продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также — самообразованию, понимаемому достаточно широко: как помощь в решении многих жизненных проблем.
В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили огромный опыт, сумев, несмотря на все имеющиеся трудности, в большинстве случаев реализовать свою главную функцию — создать в библиотеке условия образования и развития личности.
Главной задачей как муниципальной, так и школьной библиотеки остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, библиотеке.
Пока в структуре свободного времени сельского ребенка, юноши чтение, книга по-прежнему занимает одно из главных мест. Он более чем городской, свободен от увлечения телевизионными программами, видеокультурой и компьютерами, хотя определенные изменения в структуре ценностей сельского жителя идут, и библиотека должна их учитывать в своей работе.
Кроме того, за последние десять лет жизнь российского юношества заметно изменилась. Усложнилось ее экономическое положение, жизненное пространство и жизнедеятельность. Сегодня проблема физического выживания (или поддержания достойного уровня жизни) выходит на первый план, заметно оттесняя или изменяя духовные потребности юношества, в том числе и потребности в чтении.
Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого читателя заставляет утверждать, что сегодня библиотека не только должна приобщать читателя к чтению, знанию, но и обеспечивать ему свободный доступ к информации. Эта многоаспектная проблема требует от библиотеки решения целого спектра вопросов: от наличия хорошего фонда и обеспечения доступа к фондам других библиотек, до воспитания информационной культуры, умения выбирать информационный продукт, оценивать степень его доброкачественности, его полезность для себя. Сейчас библиотеки разворачиваются к широкому спектру интересов личности, с одной стороны, а с другой — к интересам местного сообщества.
Библиотеки
Как и сто лет назад, в период развития земств и городского самоуправления, когда земская библиотека играла значительную общественную роль, так и сейчас, когда в России вновь возникло местное самоуправление, муниципальные (общедоступные) библиотеки помогают своими специфическими средствами становлению и развитию той социальной среды, внутри которой они живут, т.е. местному самоуправлению (и местным органам образования, и местному сообществу, и органам власти, и производству и т.д.).
Таким образом, с одной стороны, библиотека развивается в условиях местного самоуправления, а с другой — она становится субъектом местного самоуправления, способным помочь его развитию. Сейчас многие библиотеки стараются так организовать свою деятельность, чтобы местное сообщество увидело бы в библиотеке партнера, который может быть весьма полезен при решении многих социальных задач.
Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию. В сельскую библиотеку из поколения в поколение приходят люди со своими потребностями и запросами, в сельской библиотеке формируется внутренний мир каждого сельского жителя и культурный дух самого села, всего социума.
Включение сельской библиотеки в процесс формирования местного сообщества — совершенно естественная ситуация. Обойтись местное сообщество без библиотеки никак не может. Наиболее тесно связанной с библиотекой остается школа, именно эти социальные институты формируют образовательное пространство на местах.
Исходя из этого, основные направления работы современной российской сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяются приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также потребностями органов местного самоуправления.
Изучение деятельности сельских библиотек показывает, что наиболее распространенными и востребованными сегодня являются следующие направления их работы:
— помощь учащейся молодежи;
— правовое информирование населения;
— краеведческая работа.
Все они тесно связаны друг с другом.
Библиотечные услуги
Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, «Клуб юного историка», «Клуб любителей фантастики» и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду. Среди других услуг по организации общения читателей в сельских библиотеках распространены, как и прежде, читательские конференции, лектории, викторины, вечера, литературные гостиные и т.п.
В последнее время во все большем числе городских библиотек стали возникать такие формы общения, как «телефон доверия», «кабинеты психологической помощи», «кабинеты доверия «, «телефон поддержки» и т.д. Эти формы — реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности — попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.
Слабее, но все же достаточно широко в библиотечном обслуживании сельских учащихся представлены услуги информирования. Среди них — информирование о наличном фонде (тематические выставки, тематические обзоры литературы). В последние годы библиотеки стали стремиться проводить циклы мероприятий такого рода.
В процессе библиотечного обслуживания сельского населения значительное место занимают услуги текущего информирования, когда библиотека постоянно предоставляет информацию по интересующему вопросу кому-либо: учителю-предметнику, директору школы, директору хозяйства, предпринимателю и т.д. Ряд сельских библиотек постоянно публикуют информационные списки новой литературы (как правило, ежеквартальные), бюллетени новинок («Новинки издательств», «Читайте в журналах» и т.д.).
Заметное место в работе, как городских библиотек, так и библиотек, работающих в сельской местности занимают учебно-консультационные услуги.
Их можно разделить на библиотечные и не библиотечные.
Обе эти ипостаси представлены в библиотеках довольно ярко.
Библиотечные учебно-консультационные услуги, это: библиотечные уроки, консультации («Как работать над рефератом», «Справочный аппарат библиотеки»), лектории («Что такое «культура чтения»»?), экскурсии по библиотеке и т.д. Многие библиотеки проводят «Дни библиографии», в ряде библиотек существуют кружки быстрочтения; кое-где работают школы («университеты») библиотечно-библиографических знаний.
Конечно, в сельских условиях вся эта работа заметно осложнена: не хватает нужной литературы, зачастую нет приспособленного помещения и т.д. Услуги не библиотечного обучения, это: кружки иностранных языков, всевозможных поделок (вязания, рисования), а также кукольный, театральный и другие. Во многих случаях они органически вошли в жизнь сельской библиотеки. Такой симбиоз придает дополнительную окраску деятельности библиотеки, делает ее более привлекательной и способствует ее авторитету в сельском социуме.
В городских библиотеках целый ряд услуг предоставляется за особую плату, т.е. оказывается т.н. платные услуги.
В число платных услуг, как правило, входят: ксерокопирование, абонемент выходного дня, особо сложный поиск литературы, оформление библиографических списков к дипломным и курсовым работам, ночной прокат книг, подбор текстов к юбилейным датам, возможность переписать музыкальное произведение или курс иностранного языка на дискету, а также просмотр журналов мод, снятие выкроек и др.
Надо заметить, что плата за услуги невелика, кроме того, как правило, платная услуга имеет бесплатный аналог. В сельских библиотеках, как в муниципальных, так и в школьных, платные услуги, практически, не оказываются.
Прежде всего, потому, что платежная способность сельских читателей невысока, а также и потому, что реализация такого подхода противоречит общинной морали, которая на селе до сих пор сильна. Кроме того, сельская библиотека зачастую и не имеет возможности оказывать такие информационно емкие услуги.
Услуги по организации библиотечного комфорта также довольно широко предоставляются пользователю городских библиотек. Почти все они стараются приблизить временные параметры своей деятельности к реальным нуждам читателей, вводят новые возможности резервирования документов и т.д. Сельской библиотеке, в силу того, что зачастую там работает только один библиотекарь, да и то не всегда на полную ставку, оказать эти услуги труднее.
К услугам библиотечного комфорта относятся и услуги приближения обслуживания к пользователю и услуги обеспечения дифференцированного обслуживания.
Услуги такого рода, как пользование телекоммуникационными каналами, дающие большие возможности приближения информации к пользователю, вхождения в интернет и т.д. практически в сельских библиотеках не представлены. Очень редко такие возможности есть у сельских школ. Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как «безработные», «подростки-инвалиды», «одаренные дети».
К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде. Важнейшей сферой библиотечного обслуживания, где так же идут инновационные процессы, является сфера взаимоотношений пользователя и библиотекаря.
Основой отношений с пользователями библиотекари считают доброжелательность, умение вести беседу, уважительное отношение к читателю, эрудицию, такт.
Читатель, в том числе и сельский, тоже ценя в библиотекаре, прежде всего, доброжелательность, заинтересованную позицию, зачастую прощает библиотекарю его недостаточную эрудированность. Вместе с тем, безусловно, растет та часть пользователей, которая не склонна снисходительно относиться к непрофессионализму библиотекаря. Наибольшие претензии читателей относятся к глубине переработки информации, к полноте и оперативности представленной информации.
Пока, однако, таких примеров не много. Не много выявилось и тех сельских библиотек, где внедряется маркетинговый подход к обслуживанию читателей. Это и понятно, т.к. «маркетинг — это концепция, требующая пересмотра взгляда на публичную библиотеку, предлагающая новое понимание ее предназначения, механизма функционирования и побудительных факторов развития», а библиотекарь, прежде всего, сельский, в массе своей, не готов пока к осознанию изменившейся философии библиотечного обслуживания, пониманию своей деятельности как служения читателю, чего требует маркетинговый подход.
Следует отметить, все же, что отдельные очаги такого подхода есть. Это, как правило, те библиотеки, которые хорошо усвоили этическую основу библиотечного обслуживания — суверенность личности, — и видят свою задачу в оказании помощи, «усилении» личности через предоставление полной и своевременной информации.
Как правило, это библиотеки хорошо оснащенные технически: имеют компьютеры, принтеры, ксероксы и др. Однако, изучение их деятельности показывает, что эта техническая база является не причиной изменения всей деятельности библиотеки, но результатом, пришедшим вслед за осмыслением библиотекарями роли библиотеки в новой социально-культурной, экономической и информационной ситуации.
Предоставление правовой информации населению стало сегодня важнейшим направлением работы муниципальной библиотеки, в том числе и сельской.
Становление правового государства, к чему стремится Россия как равноправный член международного сообщества, невозможно без формирования правовой культуры ее граждан.
Политические и экономические изменения в жизни страны, возникновение новой правовой ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности личности, привели к необходимости проведения реформы всей системы действующего законодательства.
В состав правовой реформы, осуществляемой в нашей стране, входит четыре компонента: разработка законодательных и нормативных актов; судебная реформа, информатизация; юридическое образование и правовое воспитание населения.
Очевидно, что одной из важнейших задач правовой реформы является решение проблемы обеспечения доступа граждан к правовой информации, на уровне местного самоуправления в том числе.
В настоящее время в стране складывается система обеспечения населения правовой информацией.
На допомогу плануванню: Pадять методисти ЗОУНБ
Виставка-роздум «Україна — вірність обраному шляху»
Виставка- хроніка «Україна шляхами історії»
Книжково — ілюстративна виставка :»Державна символіка: походження, традиції, доля»
Конкурс ерудитів «Чи знаєш ти свою Україну»
Брейн — ринг «Історія України в подіях»
Уроки державності «Символи України», «Символіка нашого краю»
Вечір — екскурс » Моя земля, земля моїх батьків»
Історико — патріотична година «Сторінками історії», «Окраса у вінку українських регіонів», «Роде наш красний»
Молодіжний день історії «Незалежність держави і права молоді», «Громадянин ХХІ століття»
Урок історичної пам’яті «Історія української державності», «На перехресті літ»
Вікторина «Подорож на Україну», «Повернені імена української поезії»
Героїко- патріотичні читання «Полум’ям подвигу вашого наші горять серця»
Виставка — подорож «Стежками рідного краю»
Виставка — вікторина «Відкрий для себе рідне місто»
Фотовиставка «Квітни мій краю, Запорізька земля»
Виставка — реклама «Нові краєзнавчі видання про рідний край»
Краєзнавчий вечір «Край мій, оспіваний у віршах»
Екологічна година «Знай, люби, бережи»
Ретродень «Незаслужено забута книга»
Інформ — новини «Тут все інакше, інакше…»
Виставка — турне «Ще вчора ми цього не знали»
День бібліографії «Творцем світу, в якому живуть діти, є вчитель»
Філософські роздуми «Якщо ти байдужий до страждань інших, ти не заслуговуєш назви людини»
Діалог «Два погляди на один факт»
Інформаційні години спілкування «Періодичні видання поточного року»
Куточок «Інформаційний коктейль»: події та літературні ювілеї місяця, рекламні та інформаційні повідомлення
Книжкова виставка «Роки війни — століття пам’яті» (за творами воєнної тематики українських письменників О. Гончара, М.Бажана, О.Довженка, Ю.Збанацького,
А. Малишка, В.Сосюри, В. Собка та ін. Можна використати книгу «Безсмертя»).
Виставка — спогад «Мій рідний край — моя історія жива»:
Розділи: І Сторінки історії розповідають (про історичне минуле краю)
ІІ Рідний край — гордість моя (про славетних земляків)
ІІІ Земля квітучої краси (про екологію)
ІУ Наших оберегів кольори (традиції, звичаї, побут, фольклор)
Постійнодіюча виставка «Немає кращої землі, ніж та, що зветься рідним краєм» (історичний шлях, етнографія, природа, екологічні проблеми, дані про розвиток економіки і культури, суспільно-політичне життя, новини літератури, портрети, фотоальбоми, літописи краю, предмети народної творчості, рушники, гончарні вироби).
Список сценаріїв, надрукованих у журналі «Шкільна бібліотека»
Презентація книги В.Скуратівського «Берегиня»// 2004.- №5.- С.41-42
Слово про бібліотекаря // .- 2004.- №9.- С.3-10
Захист читацького формуляра// .- 2004.- №6.- С.29-30.
Мистецтво живого слова // Там само.- С.31-33
О книго! Божа ти рабине! Народу й роду Берегиня: Літ. ранок// Там само.- С. 43-44
Село — і серце відпочине: Літ. ранок//Там само.- С.45.
Пишемо історію свого села і роду // Там само.- С.50-51
Свято рідної мови // Там само.- С.52-55.
Блакитна троянда поетичного саду України : Усний журнал// . — 2004.- №3.- С.64 -70
Вечір поезії Ліни Костенко// Там само.- С.63
Збережемо природу: екологічна вікторина// Там само.- С.70
Доля поета: Історія життєвого і творчого шляху Т.Г.Шевченка: Літ.- муз. вечір//.- 2004.- №2.- С.17-24.
Історія виникнення книги:Конференція//Там само.- С.78.
Любіть рідну мову: усний журнал.- 2004.- №10.- С.11.
Походження та розвиток української мови і її значення в житті людини//.- 2003.- №8.- С. 121-123.
Бібліотечні уроки:
Довідкова література// — 2004.- №5.- С.34-36; №6.- С.71
Картотеки та каталоги дитячої бібліотеки// Там само.- С.36-39.
Словники — твої друзі// Там само.- С.40-41
Енциклопедія — один із видів довідкової літератури // Там само.- С.72
Берегиня роду // Там само.- С.79
Щиро вітаємо трудові колективи і користувачів бібліотек — ювілярів:
Михайлівської районної — з 60річчям
Пологівської районної — з 60 річчям
Мелітопольської центральної міської — зі 100річчям
Зичимо високих досягнень, вагомих успіхів, легких починань, нових відкриттів у безмежному книжковому морі. Нехай здійснюються найзаповітніші мрії та найсміливіші задуми.
Наші вітання — директорам — ювілярам:
Башкатовій Тетяні Іванівні
Гетц Лінді Карлівн
Даніліній Ользі Сергіївні
Зіновій Лілії Олександрівні
Юкальчук Любові Вікторівні
Бажаємо добра, миру, злагоди, нових творчих ідей та наснаги у їх здійсненні ! ! !