кандидат медицинских наук, доцент В.С.Борисовский, доктор медицинских наук, доцент И.В.Кочин, старший преподаватель И.Ф.Шило
Запорожская медицинская академия последипломного образования (ЗМАПО)
Кафедра медицины катастроф
На кафедре медицины катастроф интенсивно внедряются новые методики педагогического контроля для проверки результатов обучения. Контроль – это система действий, которые позволяют выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения, оценить, как освоен обучаемым материал учебной программы медицины катастроф.
Выделяются три ведущие функции контроля: диагностическая, обучающая и воспитательная. Диагностическая в педагогическом контроле — это процесс выявления и оценки особенностей слушателя, которые интересуют преподавателя. Предмет диагностирования – разнообразные стороны учебной и общественной деятельности обучаемых. Цель – получение научно обоснованной информации для усовершенствования системы управления качеством подготовки врачей всех специальностей и специалистов службы медицины катастроф.
Обучающая функция применяется не только для диагностики, но и для активизации работы по усвоению учебного материала для выработки навыков правильно организовать и оказать медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях.
Воспитательная функция предусматривает соответствующую организацию деятельности обучаемых, формирование у них творческого отношения к обучению, развитие способностей. Все три функции в учебном процессе взаимосвязаны и трудно выделить ведущую среди них.
Педагогический контроль подразделяется на предварительный, тематический, рубежный, текущий и заключительный. Предварительный предусматривает получение сведений о начальном уровне знаний обучаемых. На кафедре медицины катастроф для предварительного (базисного) контроля знаний используется учебно-производственная конференция, для проведения которой выделяется 2 часа учебного процесса.
Систему контроля составляют экзамены, опрос слушателей, коллоквиумы, рефераты, семинары. Выбор формы контроля знаний зависит от цели, содержания, методов, времени и места проведения.
Текущий – связан с управлением процессом усвоения знаний и выполняет функцию обратной связи. Текущий контроль проводится в форме опроса, компьютерной экзаменационной программы. На основе текущего контроля преподаватель коррегирует учебный процесс, оценивает уровень восприятия опубликованных научных материалов.
Рубежный контроль позволяет выявить объем полученных знаний перед тем, как приступить к изучению очередной части учебного материала.
Заключительный контроль – это экзамен за весь курс, который подводит итог изучения предмета медицины катастроф. Обучаемому, который показал достаточную информированность и претендует на высокую оценку знаний, разрешается пользоваться справочной, нормативно-правовой и др. литературой (частичная имитация обстановки, близкой к работе в формированиях и учреждениях службы медицины катастроф). При этом все шире используется тестовая форма контроля знаний, которая представляет вопросы, задания, задачи и стандартные ответы различных типов для проверки знаний, умений. Выполнение задания оценивается по скорости и точности.
До начала интенсивного внедрения педагогического контроля оценка знаний слушателей была: отлично – 53%, хорошо – 47%. После внедрения в новом учебном году (2003-2004) оценка отлично – у 65%, хорошо – у 34%. Показатель положительных оценок увеличился на 12%.
Объективные оценочные заключения должны помочь обучаемым контингентам глубже разобраться в любом вопросе или проблеме, увидеть свои сильные и слабые стороны, найти правильный путь для полного получения знаний.