О ПОЭТЕ

 

В пути на вершину

(Из сборников поэзии «Привал», «Звезда  на небосклоне», «Вуаль  времени», «Крыло судьбы», «Зеркальный брод»)

 

Время, отсчитывая свой бег секундами… сутками… годами, приблизило 60-летний юбилей Александра Бродяги-Бродецкого. Это почтенный возраст. Можно  подводить предварительные итоги. Но прежде всего, оглядываясь назад, необходимо рассмотреть отдельные вопросы, в частности, относящиеся к становлению и развитию своеобразной, оригинальной, одаренной личности, постоянно молящейся Богу и Правде, к ее метаниям, скитаниям, увлечениям, к ее взлетам и падениям, успехам и неудачам, радостям и печалям. И особое внимание следует обратить на то, что четко обозначило и ярко осветило жизненный путь юбиляра, на то, что он всегда находился в творческих поисках, стал поэтом, мастером стиха со своими эстетическими пристрастиями, со своими темами и образами, со своим стилем.

Конечно, обстоятельное изучение творческого пути юбиляра дело будущего. Здесь же предпринимается скромная попытка бегло проследить этот путь его художественного развития, показать внешние обстоятельства жизни, которые способствовали и препятствовали творческому росту писателя, обрисовать некоторые контуры его поэзии. Александр Михайлович Бродяга-Бродецкий родился 10 марта 1938 в селе Нижние Серогозы на Херсонщине в крестьянской семье. С детских лет родители приобщали его к труду, учили быть добросовестным, честным, искренним, не бояться трудностей. И это не прошлобесследно. Уже в первые годы учебы Саша был трудолюбивым и усидчивым, инициативным и активным.

После окончания начальной школы в родном селе он продолжил учебу в железнодорожной средней школе № 71 станции Федоровка, куда переехала на постоянное жительство его семья. Обучаясь в этой школе, Саша проявил повышенный интерес к гуманитарным дисциплинам, в особенности к литературе. Его кумирами были писатели Сковорода, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Шевченко, Тютчев, А. К. Толстой, Леся Украинка, Есенин, Рыльский, Остап Вишня, многие произведения которых он знал наизусть и декламировал со школьной сцены.

Увлечение литературой побудило Сашу к собственному сочинительству. Он начал писать стихи. Конечно, многие из них носили подражательный характер. Это болезнь роста. А прискорбно то, что учителя не интересовались увлечениями школьников и не поддержали Сашу, когда он делал первые литературные шаги.

После окончания школы (1956) будущий поэт словно забыл о своих поэтических увлечениях, только от случая к случаю писал стихотворные поздравления, дружеские обращения, эпиграммы на друзей. Это объясняется тем, что у него начался бурный период жизни: строил шахты, Кременчугскую ГЭС, часто менял место жительства. Кроме того, скитальческая жизнь и бытовая неустроенность подорвали его здоровье, приходилось подолгу лечиться. Более того, он стал учиться и в 1965 г. окончил Киевский инженерно-строительный институт. Поселившись в Запорожье, занимаясь проектированием промышленных и гражданских объектов строительства, он еще закончил Запорожский машиностроительный институт (1980).

Но все же внешние обстоятельства жизни не смогли притупить в нем любовь к поэзии. Однажды, получив редкую возможность уединиться, отстраниться от жизненных тревог и забот, он твердо решил возвратиться к систематическому творчеству. 21 декабря 1973 года А.Бродяга-Бродецкий написал стихотворение «Одиночество». «И пусть оно, — отмечает автор, — менее удачное, чем бунинское, прочитанное мной позже, но это мои первые рифмованные строки». Не первые, конечно, а первые стихи уже зрелого человека, обладающего богатым жизненным и душевным опытом.

С того далекого 1973 года Александр Михайлович уже не мыслил своей жизни без поэзии. Он писал о своем опаленном войной детстве («В лето сорок первого», «Осколок памяти», «Сомкну глаза-войны пора…»), о воинах-победителях и о не возвратившихся с войны («Рубец войны», «Честь, благородство и геройство!..», «Атака», «Самолет на пьедестале», «В час скорби», «Ветерану»), о послевоенной разрухе («Послевоенная пора…», «Привкус», «Лихолетье», «Первые радости»), о труде, мире, дружбе, любви…

Одновременно поэт стремился философски осмыслить и передать в стихах свое понимание современности, откровенно и честно высказать свое отношение к тоталитарному строю, к поведению бесстыжей и аморальной партийной бюрократии, к фактам уничтожения миллионов безвинных людей. Эти темы воплощались в стихотворениях «Доколе», «Без повязки на глазах», «Пирамида», «Предчувствие», «Вещий знак», «Подслеповатость» и др. Например, в поэзии «Процесс…», написанной в 1978 году, автор безоговорочно утверждал:

Партаппарат погряз в наживе.

Час подоспел менять систему.

Еще пример — стихотворение «Знай наших…»

Как сытый кот, купаясь в масле,

Богатых на людях пинал.

Поговорить любил о Марксе,

Чтя беззаветно «Капитал».

Речами брал он под защиту

Себя и воровскую свиту.

Забыв русскую пословицу «Хорошо, если собака -друг, но плохо, если друг — собака», он читал свои стихи различной проблематики друзьям и знакомым. Среди слушателей нередко были друзья-собаки, которые и обратили внимание сотрудников КГБ на «идеологический индеферентизм» в произведениях поэта. Последовали «наставления», носящие характер запугивания. Пришлось уменьшить круг слушателей, чтобы не увеличить число «курортников» ГУЛАГа. И довелось на собственном опыте осознать, что провозглашаемая партией коммунистов свобода слова и печати не предполагает, а запрещает свободу мысли. Он стал работать «в стол»; у него будто притупилось ранее возникшее желание печататься, чтобы познакомить читателей со своими произведениями. К этому необходимо добавить, что поэт — очень скромный человек, которого нельзя соблазнить известностью и славой…

Таким образом, внешние обстоятельства жизни, идеологический климат и предельная скромность, с одной стороны, препятствовали ему выступать со своими стихотворениями в периодических изданиях, с другой, — способствовали тому, что он неудержимо поднимался на нравственную высоту, утверждался в своем убеждении: поэт должен быть честным, искренним, справедливым, добрым и отзывчивым, лишенным чувств зависти, ненависти и вражды.

Только после падения социал-монархизма, запрещения цензуры и разрешения независимо мыслить Александр Михайлович по настоятельной просьбе друзей стал активно печататься, дебютировав стихотворением “ Священный тост” в газете “Индустриальное Запорожье” 11мая 1993 года. В последствии подборки его стихов печатались на полосах газет “Запорозька Січ», «Верже», «Панорама». Так  входил поэт в литературу.

Первый поэтический сборник А. Бродяги-Бродецкого  «Половодье души» вышел в 1995 году. Уже  его название указывает на желание автора передать в поэтических текстах половодье своих мыслей и чувств. Но это намерение осуществляется с предельной скромностью и подлинной интеллигентностью. Стихотворение открывающее сборник, начинается такою «застенчивой» строфою:

Добро бы спеть …

Да слаб мой голос-

В бездушном зале надорвал.

И сник я,

Как пшеничный колос,

Что в суховеи созревал.

Но голос у поэта не ослабленный и не подорванный. В нем  звонко и прозрачно, чисто и ясно звучит в различных баритональных вариациях накопленный за многие годы запас поэтической энергии, не ослабевает в последующих книгах- «Покаяние», «Лилии затона», «Бурелом», — вышедших в 1995-1996 годах. Эти  книги даже по своей структуре и по проблематике являются прямым  продолжением сборника “ Половодье души”:та же циклизация сборника “Половодье  души”;та же социальная тональность, тот же высокий нравственный накал… А изданием книги “Восхождение”(1996), в которую вошли лучшие стихи из ранее вышедших сборников,автор словно намекнул, что стал на тропу, ведущую к поэтическим высотам.

Затем последовали  сборники “Зеркальный брод”(1996),“Крыло судьбы”,”Вуаль времени”(1997), “Звезда на небосклоне”(1998).

В сборнике “Зеркальный брод” раскрывается общая эрудиция поэта, его желание писать только правду, искренне и откровенно высвечивать контрастность своих настроений.

И все же в следующих книгах хотелось обнаружить больше строфического разнообразия, предельной емкости поэтических формулировок, более изощренной версификаторской находчивости.

Сборник “ Крыло судьбы” составлен из произведений предыдущих десятилетий и из лучших образцов, созданных в последние месяцы. В них содержится философское и эстетическое видение автором мира, отражена  нежная  и проницательная душа поэта, иногда страдающая, переживающая, но всегда любящая, а поэтому они наполнены неповторимым обаянием и свежим дыханием.

В сборнике ”Вуаль времени ” обращает на себя внимание то, что А. Бродяга-Бродецкий с начала 70-х годов свои убеждения никогда не менял, всегда имел свое собственное мнение,  потому существует полное соответствие между личным эмоциональным опытом поэта и его претворением   в художественных произведениях. Так, в  сборнике достаточно ясно запечатлено отношение автора к недавно существовавшему строю, к власти и вождям. И хотя поэт не очень распространяется о своих политических симпатиях или антипатиях, но они содержатся в ряде его стихотворений, например в таких: ”Не приведи Господи!”, “Пирамида”, “Подслеповатость”, “Власть” и др. В этих текстах нет метафизических вопросов, в них- факты собственного душевного опыта.

Весь сборник по фактуре стиха, по господствующим темам и образам ставит его автора в ряд лучших поэтов Запорожья.

Поэзию называют колдовством… А стихотворение, открывающее книгу “Вуаль времени”,заканчивается такими словами:

Поэзия колдует –

Я этим дорожу!

Пусть же вечно юная муза лирической поэзии и музыки Эвтерпа, вдохновляя  труженика строфы, никогда не прекращает свое колдовское песнопение… 

Вошедшие   в   книгу   «Звезда   на небосклоне» стихотворения убеждают, что Александр Бродяга-Бродецкий — зрелый мастер, яркая поэтическая личность, обладающая богатым душевным опытом.

Его мысль постоянно и усиленно пульсирует. Он всегда в поисках, находках, сомнениях и надеждах. Поэтому его поэтический кругозор охватывает множество тем — от исторических событий, которые помнит, до объектов природы, словно дышащих, мыслящих, чувствующих. Даже темам, уже неоднократно разработанным в ранее опубликованных сборниках, он находит новое логическое и эмоциональное звучание.

На  всем   тематическом  просторе  поэзии А. Бродяги  — Бродецкого  разлиты свет ума и любовь сердца автора. Поэтому его стихотворения воспринимаются читателями как мудрые и чистые поэтические откровения.

Лучшие стихи из 4-х последних сборников вошли в книгу- «Привал». Это временная остановка для предварительного подведения итогов пройденного пути, Иначе говоря, это привал, отдых перед подъемом на Парнас. Поэтому, надо полагать, следующая итоговая книга поэта будет названа «На вершине». Есть все основания утверждать, что у А.Бродяги-Бродецкого достаточно жизненного опыта, художественной фантазии, чтобы подняться на поэтические высоты.

Об этом свидетельствуют многие произведения из уже вышедших книг, объединенные в циклы «Мозаика жизни», «У глухой стены», «Долг», «Славянский ключ», «Под углом зрения», «Радуга», «Шутки ради», «Перелески». В этих циклах множество тем. Обращает на себя внимание: стремление автора философски передать свое ощущение причастности к современности, высловитъ свое отношение ко многим проблемам, которые его интересуют и волнуют, осмыслить свое понимание содержания понятий «родина», «дружба», «любовь». И на всем этом тематическом просторе, разлиты свет ума и любовь сердца автора.

Особо следует указать на доминирующий мотив в поэзии А.Бродяги-Бродецкого. Это — нравственная высота человека. Иногда автор завышает требования к современнику и к самому себе. Но этот этический максимализм помогает самому поэту определить свой идеал человека и указать людям путь к нравственному совершенствованию. И необходимо отметить, что в стихах А.Бродяги-Бродецкого нравственной проблематики, дидактики, подмены поэтического изображения морализаторской рассудочностью нет, соблюдена верность принципам правды жизни и подлинной художественности, отражена нежная и проницательная душа автора, иногда страдающая, переживающая, всегда любящая человека и заботящаяся о его моральной высоте.

Светлые и задумчивые художественные осуществления А.Бродяги-Бродецкого, наполненные неповторимым обаянием и свежим дыханием, словно призывают нашего современника задуматься о судьбе Земли, страдающей от экологических катастроф, о всечеловеческом братстве, немыслимом из-за бесконечных войн, о нравственной высоте, на которую многим людям мешает подняться партийная ограниченность. Поэтому его стихотворения нравятся читателям, воспринимаются ими как мудрые и чистые поэтические откровения, которые неназойливо
учат их подлинному мужеству в преодолении
трудностей, нежнейшему благородству в общении с
окружающими, святому бескорыстию и светлой
преданности в любви.                                

Октябрь 1997г.

 

              Игорь Куприянов — член Союза писателей Украины,

                                            доцент Запорожского университета