Андрий Будугай

Человек

 

Сергию Литвиненко

 

Феномен человека изучали и продолжают изучать сотни разных на­прав­лений науки. А если добавить различные разветвления религии и искусства, игра­ющие в этом деле также не последнюю роль, то тогда и вовсе ответ на вопрос «Что такое человек?» на нескольких страницах – не более, чем 2-3 небольших мазка художника на огромном монументальном полотне. Выскажу по этому поводу лишь несколько мыслей с точки зрения лингвоэзотеризма – разраба­тываемого нашей семьёй синтеза филологии и теософских воззрений.

Согласно понятиям эзотеризма, человек – это «Дух, или Чело, проходящее Ве­ками» [5, с. 108]. Другими словами, человек – это «сознание (= чело[1]), идущее через времена (века, вечность[2])». Слово «человек» не только передаёт идею пере­во­площений бессмертной по своей сути сущности (существа в оккультном пони­мании), но и указывает на заложенную в ней возможность стоять над временем.

В своё время Конфуций изрёк: «Человек измеряется не от ног до головы, а от головы до неба». И эта мысль косвенно подтверждает вышесказанное, ведь именно сознание позволяет человеку «расти до Неба»[3] и становиться не только небожителем, но и пребывать в Вечности.

Интересно, что нем. лексему Stirn («лоб, чело») филологи считают этимологически родственной нем. Stern («звезда»). Видимо, не случайно у некоторых персонажей сказок, отмеченных Небом, «во лбу звезда горит»[4]: ср. лексемы укр. «зірка» («звезда») и укр. «зір» («зрение»), рус. слово «звезда» и устар. «вежды» – «веки; глаза»; рус. «невежда» – «не знающий, профан»[5].

Итак, человек – это частица духа (монада), тот микрокосмос-сознание, в котором отображается макрокосмос с каждым воплощением[6] всё шире и одновременно – всё в больших деталях. Иначе говоря, человек, «созданный по образу и подобию Божьему» [Бытие, 1:26, 1:27], есть ещё зачаточный, неразвившийся бог-творец[7], воплощающийся для раскрытия своей потенции[8].

Хочется акцентировать внимание на том, что «образ» человека указывает на то, что он создан-«образован» аналогично Верховному Творцу. Как уже было сказано, на человека-«микрокосмоса» проецируется весь окружающий его макрокосмос-мироздание (тело Духовной Иерархии Света во главе с Верховным Творцом). А «подобие» указывает на заложенную в человеке потенцию, способ­ность творить и становиться со-творцом Господа Бога и Его Духовной Иерархии (Силам Света)[9]. И приоритетная роль в этой задаче-призвании человека ложится именно на его «чело»-сознание: накапливая от воплощения к воплощению духовный опыт, человек раскрывает в себе способность «правильно» творить[10].

О превалирующем значении сознания в человеке говорят и примеры из других языков. Например, английское man, немецкие Mann («человек; мужчина») и Mensch («человек») и сокоренные им лат. mens («ум»), рус. «мнение», «память»[11], санскр. manas («разум»), лат. manus («рука»)[12]. Не случайно слово «вчовечàвам»[13] в болгарском языке означает «вразумить, исправить, образумить», иначе говоря, «вернуть к сознанию». Испытывать «помутнение сознания» – это, по сути, начать терять способность быть человеком, а «терять сознание» – это в буквальном смысле «переставать быть человеком».

Оккультная традиция рассматривает тело человека как продолжение головного мозга. Как утверждает эзотерик Вильям Дауэр, всё «тело с его органами и тканями является подразделением мозга» [4, с. 52], то есть, тело – ни что иное как орудие для развития сознания человека. Тело призвано помогать сознанию, тесно связанному с головным мозгом, развиваться, самореализоваться, выполнять все необходимые для этого функции.

Также эзотеризм утверждает, что головной мозг – это андрогинное образование. При этом левое полушарие, отвечающее за логические построения и речь, соответствует мужскому началу, а правое полушарие, отвечающее за образность восприятия, абстрактность мышления, соответствует женскому началу. Оба начала в процессе мышления должны не взаимоисключать друг друга, а взаимодополнять, периодически передавая друг другу лидерство в изучении существующих и построении новых мыслеформ, в осуществлении их проекций на материальный мир.

Считается, что женщина теснее связана с миром материи и конкретных форм[14]. Женщины намного лучше приспособлены к жизни в материальном мире, быстрее адаптируются к изменениям и часто живут дольше мужчин. Но в диаде материальное-духовное предпочтение отдаётся последнему и именно психическая организация мужчин приближает человечество к реализации заложенной в нём части Божественного Промысла. Видимо, поэтому во многих языках название мужчины служит одновременно и общим названием человека как вида (ср. евр. «адам» – «человек; мужчина», англ. «man», нем. «Mann», греч. «андрос» и т. д.).

На физическом уровне мужчина осеменяет женщину, и она вынашивает и рождает ребёнка. А на ментально-духовном уровне происходит переполюсовка начал – и всё происходит наоборот: «осеменяет» женщина, даёт мужчине идею и вдохновляет его[15]. Не случайно подавляющее большинство шедевров в мире по­священы женщине[16], а гениями становятся в основном мужчины. Отметим при этом, что сама лексема «гений» одного корня с «женщина» и «инженер»[17].

Итак, женщина вынашивает ребёнка между сердцем и землёй, а мужчина – между сердцем и небом[18]. Через «женский ум» мужчин человечество осваивает новые миры (как на физическом, так и на других планах), а женщины собирают, оберегают и передают накопленный людской опыт последующим поколениям[19]. И, опять таки, человечество выигрывает лишь при тесном взаимодействии двух начал, а не при их противостоянии. По большому счёту и мужчина, и женщина имеют в себе оба начала[20], и в определённые моменты жизнедеятельности в каждом из них в разной степени доминирует то или иное начало.

Чтобы у души не было «крена» тех или иных качеств, её инкарнации чередуются: как утверждает теософия, душа воплощается от 3 до 7 раз по очереди то в мужском, то в женском теле. При этом важно, что человек как таковой появляется не при воплощении[21], а существует ещё до этого акта нисхождения души в мир грубой материи – точно так же, как и не исчезает после так называемой смерти, разделения физического тела и того комплекса тонких тел, которые условно называются душой и духом.

Человек имеет сложное строение и состоит из нескольких тел разной плотности: физического[22], астрального (тело желаний), ментального (тело мыслей), будхического (тела духовной любви) и других тел. Именно эта структура человека как космической сущности и отличает его от представителей других Царств природы – минералов, растений, животных и стихий: у каждого из представителей этих Царств отсутствуют какие-то из подпланов-проводников. А через сознание человека проходит множество энергетических каналов-потоков, каждый из которых представляет одну из эволюционных линий планеты – любого конкретного вида животных, растений, минералов, царства стихий[23]. Потому человеку и была дана власть над всеми живыми существами на планете Земля.

Но после грехопадения человечества руководящие эволюцией на планете Земля Иерархи произвели блокировку минерального и растительного Царств от прямого воздействия на них «загрязнившихся» сознаний людей[24]. «Человек со свое­го царственного положения соратника Бога спустился на ступень, предназ­на­ченную животным, и этим своим падением вызвал снижение сознания и живот­ного мира. […] Растительное царство осталось единственным […] космическим сотрудником, не разорвавшим связь с мировой психической энергией и постоянно преображающим её в живительный поток жизненной силы» [6, с. 35].

Потеряв целостность и благодать, дарованные Богом, человек отдал Змию и его тёмной рати свою первородность и власть. Человек превратился в батрака у Змея с последующей перспективой стать его вечным рабом, подпав под всё более утяжеляющиеся кармические законы. Человечество потеряло андрогинное состояние, появилось так называемое чувство стыда, люди должны были впредь в муках рожать детей, в поте лица добывать свой хлеб. За каждый шаг к свету стало нужно расплачиваться физическими и духовными страданиями. Но только шаги навстречу расширению сознания – единственный путь к исцелению духа людей!

Таким образом, можно дать следующее определение: человек – это созданное по образу и подобию Божьему существо, в природу которого заложена осознанная работа над своим сознанием, призванная помочь ему овладеть пространством, временем, космическими энергиями, познать суть различных форм проявления жизни. Цель такой работы – исцелить свой дух, вернуть первородство, став со-творцом Вселенной, активным помощником Верховного Творца в деле её одухотворения.

 

Список использованной литературы:

1. Андреев Д. Л. Роза Мира. – М.: Мир Урани, 2008. – 606 с.

2. Барсова Н. Аномалии памяти. – http://paranormal-news.ru/news/2008-11-20-1112

3. Библия.

4. Дауэр В. Эзотерика для начинающих. – М.: REFL-book, 1994. – 189 с.

5. Евангелие от Марии Магдалины (Апокриф). – http://youryoga.org/article/apocrypha/apocrypha23.htm

6. Рудникова Н. П. Солнечный путь. Арканы Таро. – М.: Беловодье, 1995. – 400 с.

7. Стульгинский С. В. Космические легенды Востока. – Ростов-на-Дону: Орфей, 1992. – 315 с.

8. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. – М.: Правда, 1990. – Т. 1. – С. 200-203

9. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – http://yanko.lib.ru/books/psycho/homskaya=neuropsychology=ann.htm#_Toc122884131

 

г. Белая Церковь, 05.08.2012, вс., 28.06.2013, пт.

 

 


[1] Ср. санскр. «чела», имеющее значение «ученик» – то есть, «тот, кто обучается, работает над развитием своего сознания». Ср. лат. humānus, -a, -um («человеческий, свойственный человеку; достойный человека», «образованный, просвещённый») и лат. humanĭtas, -ātis («образованность, духовная культура; просвещение»).

[2] Отметим, что слово «Вечность» («бесконечное существование») этимологически связана с лексемой «век» («столетие; эпоха»), а последняя первоначально имела значение «сила, здоровье»; далее «проявление силы» > «время, в течение которого человек проявляет силу, работает», «жизнь человека», а от него понятие «длительное время» и «период в 100 лет».

Этимологически родственны лексеме «век»: лит. viẽkas («сила, жизнь»), лит. veîkti («действовать, работать»), лат. vinco, vincere («побеждать» > «викторина»), «увечить» («калечить» – первоначально «лишать силы, способности трудиться»: приставка у- выражает значение отрицания).

[3] Идею роста передаёт лексемы укр. «людина» («человек») и «люди» – множественное число к др.рус. «людъ» («народ»). Слово «люди» происходит от той же основы, что и готское liudan («расти, развиваться»). Этот глагол даёт и готское laudi – «облик». А облик, лицо как никакая другая часть тела может передавать движения души. Отсюда «обличать» – «показать чьё-то истинное лицо-суть», если кто-то «лицемерит». См. также сноску № 12.

[4] Вспомним Царевну-Лебедь Александра Пушкина или Мастера Кузнеца Джона Толкина (из мудрой сказки «Кузнец из Большого Вуттона»).

[5] Иначе говоря, «невежда» – «духовно слепой». Сопоставим однокоренные с вышеуказанными лексемы «прозревать» и «созревать». В них речь идёт о накоплении света, только при созревании подразумевается свет физический, а при прозрении, как и при озарении – духовный, проявляющийся и как опыт души, её знания (о нём правильно говорят «Ученье – свет, а неученье – тьма»).

[6] А значит – по мере накопления всё большего опыта. Не случайно лексема «сознание» указывает на суммарность знаний, их совокупность. Тесно связана с ней и такая лексема, как «совесть», которая является калькой греч. syneidēsis («совесть») [syn- («со-») + eidēsō («буду знать, узнáю»), ср. eidōs («осведомлённость»)] и в своей основе имеет корень «-весть», производный от «ведать» («знать»). Последнему слову родственен глагол «видеть» [ср. англ. advise («советовать») и англ. vise («видеть»)].

В древнерусском языке слово «съвесть» значило «разумение, понимание; совесть», в латинском языке conscientia – «совесть», а также «сознание; понимание; убеждение». Фран. science – «знание, наука; учёность; знание дела», а фран. conscience – «совесть», а также «сознание; сознательность, добросовестность», англ. conscience («совесть»), англ. consciousness («сознание»). В немецком языке Gewissen – «совесть», а нем. Wíssen – «знание; познания; осведомлённость»); нем. wissen («знать»), а нем. zu + wissen («уметь (что-либо делать)»).

Хочется отметить и то, что визионер Даниил Андреев рассматривает совесть как именно суммарное образование: «То, что зачастую кажется нам монолитным, простым, нерасчленимым двигателем наших поступков, например совесть, в действительности представляет собой весьма сложный результат разных рядов. В основном совесть есть голос нашей монады» [1, с. 99].

Иначе говоря, чем тоньше голос совести, тем выше уровень сознания (в космическом понимании) и наоборот. И чем больше человек знает, тем больше он сможет сделать: ср. «ум» и «уметь», а также нем. kennen («знать; быть знакомым») и нем. können («мочь; знать; уметь»); фран. savoir («знания, учёность») и фран. глагол savoir («знать, ведать; мочь; уметь»); лат. scio («знать, быть сведущим, понимать», а также «уметь»).

О связи знания и умения что-то делать говорит и пример, который приводит Михаил Алексеевич Дмитрук в своей книге «Вдохновение по заказу»: чем отчётливее атлет отображает какое-то движение в своём сознании, тем лучше он им владеет, а неспособность мысленно толкнуть штангу или совершить сложный прыжок в воду свидетельствует о плохой спортивной форме.

[7] Не Верховный Бог-Творец, а один из со-творцов, демиургов разных частей Вселенной.

[8] Лат. potentia – «мощь, сила; могущество, власть…». Под словом «потенция» в данном контексте можно понимать и овладение человека собой и той реализационной властью, которая в нём находится в зародыше – творить новое и быть Божьим управляющим на Земле, имея власть «над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» [Бытие, 1:27] для того, чтобы помогать им эволюционировать.

[9] «Адам» – по-шумерски «идеальный человек». В еврейском языке слово «адам» («человек») имеет общий корень со словом «домэ» («подобный»), что указывает на подобие человека Всевышнему Творцу, ибо Бог наделил его способностью созидать.

[10] То есть, такой человек уже творит не своему произволу (не «вытворяет»), не производит каких-то «духовных уродов», а создаёт свои творения по познанным им духовным Законам, тем самым позволяя в перспективе своим детищам органично вливаться в окружающий мир.

[11] Без памяти невозможно мышление. Поэтому в древнегреческой религии богиня памяти Мнемозина считается матерью всех 9 муз: греч. лексемы «мнема» («память») и «Мнемозина» – этимологически родственны. Греч. «Метида» («мысль» < и.-е. глагольная основа *men- – «думать») – океанида, олицетворяющая внутреннее, сокровенное, иррациональное знание, то есть интуицию – знание о прошлой и грядущей участи всего происходящего.

Выдающийся философ Павел Александрович Флоренский пишет: «Что ж такое память? Уже психологическое её определение, а именно как «прирождённой способности к представлениям», не смотря на свою отвлечённость, отмечает существенную связь её с процессами мышления вообще. С другой стороны и теория познания […] делает память основною познавательною функцией разума. Подобное же убеждение выражает и Платон, облекая его образами мифов. […]

Сюда нужно ещё присоединить взгляды […] Анри Бергсона, для которого «память» опять-таки есть та деятельность, с которой «мы вступаем в область духа» и которая делает духовное существо само-сознательным, то есть самим собою. И тогда мы согласимся, что теория познания, в конечном счёте, есть теория памяти. […] Память есть деятельность мыслительного усвоения, т. е. творческое воссоздание из представлений – того, что открывается мистическим опытом в Вечности, или, иначе говоря, создание во Времени символов Вечности. Мы «помним» вовсе не психологические элементы, а мистические […]. «Повторить» психологический элемент так же невозможно, как невозможно повторить то время, с которым он непрерывно связан […]

Язык тоже свидетельствует в пользу изложенного понимания памяти. […] Корень слова память – √mn, – в индоевропейских языках означает мысль во всей широте понимания этого слова. Па-мя-ть … сокоренно глаголам … по-ми-ня-ти, по-ми-на-ти и очевидно происходит от √мя. Отсюда понятна связь слова память с производными основы mn-, men-, mon-, относящимися то к памяти, то к мысли. Таковы слова мн-и-ть, мн-е-нїе, мн-и-мый, мн-и-тельн-ый […]

Таковы же, далее, санскритские: man (только в среднем залоге) думать, верить, ценить и т. д., mán-jate мнить и т. д., mánas – дух, воля, matis – внимание, мысль, намерение…;  […] латышские: min-ē-t – вспоминать, man-i-ti – мнить; … латинские: me-mi(= e)n-i – помню, re-mi-n-i-sci – вспоминать, … commentus (= немецкому ver-mein-t – вымышленный), men(t)s – мысль, ум, воля и проч.

Min-er-va – упо-мин-а-ние, mon-ēre – напоминать, убеждать […], mon-s-tru-m – чудовище (заставляющее о себе подумать, обращающее на себя внимание); немецкие: mein-en – мнить, Minne – любовь, Mensch – человек (т. е., собственно, «мыслитель»); готские: ga-man, man – думаю, mun-an – мнить, mund, ga-mun-d-s, mun-s – мысль; … греческие: μέν-ος – сильное душевное движение, стремление, желание, воля, ярость, […] жизненная сила, жизнь, сила […], μάνια – исступление, μάν-τι-ς – видец, прозорливец […]. Таким образом, действительно, память – это и есть мысль по преимуществу, сама мысль в её чистейшем и коренном значении» [8, с. 200-203].

Но нужно заметить, что излишний акцент внимания на памяти может привести к блокированию способности сознания творить. Так, люди, начинающие жить воспоминаниями о прошлом, теряют желание жить в настоящем и будущем, а соответственно – и не желают больше что-либо творить (как они любят говорить, «всё – в прошлом»). Вспомним того же обладателя феноменальной памяти Соломона Вениаминовича Шерешевского, способности которого более 20 лет исследовал психолог Александр Романович Лурия. Вот как об этом феномене пишет Наталья Барсова:

«Шерешевский непроизвольно запоминал гигантские объёмы самых разных данных из-за того, что в буквальном смысле видел и осязал их. Например, вспоминая голос человека, он говорил: «У Вас такой жёлтый и рассыпчатый голос». Цифру 7 он видел как человека с усами. Причём один раз воспринятое, Шерешевский мог воспроизвести и через 10, и через 20 лет.

Но этот удивительный синдром превратил жизнь Шерешевского в сплошное мучение. Например, ему было очень трудно читать – вереницы образов, которые оседали в его голове, не давали ему прорваться к смыслу книги. Кроме того, у репортера совсем не получалось забывать, поэтому он мучился бессонницей. А вот некоторые абстрактные понятия Шерешевскому никак не удавалось запомнить, потому что он не мог увидеть их цвет и почувствовать их запах: неизвестно, например, чем пахнет вечность. И, наконец, выяснилось, что уникум, запоминая множество слов, совсем не воспринимал их значения: когда его попросили вспомнить слово, обозначающее инфекционное заболевание, уникум растерялся» [2].

[12] Рука (как и лицо) – один из наиболее эволюционно развитых у человека органов, символ разума, продление головного мозга. В 1950-х годах Уайлдер Грейвс Пенфилд в Монреальском невроло-гическом институте с помощью метода электрической стимуляции отдельных участков мозга установил точное представительство в коре головного мозга различных мышц и органов тела человека. Схематично это представительство изображают в виде «гомункулуса» (человечка), части тела которого пропорциональны зонам мозга, в которых они представлены. Поэтому пальцы рук, губы и язык с большим числом нервных окончаний изображаются крупнее, чем туловище и ноги [9]. Эта схема показывает непропорционально большие губы, рот, руки, но маленькие туловище и ноги.

[13] Болг. «човек» – «человек».

[14] Ср. «мать», «матерь», «материя», «матрица» и «материализация».

[15]  Даниил Андреев писал, что «в областях высшего творчества совершается нечто обратное тому, что мы видим в мире физическом: там оплодотворяющее начало – женщина, оформляющее и воплощаю­щее – мужчина. «Божественная комедия» есть плод двоих, и без Беатриче она так же не появилась бы на свет, как и без Данте. А если бы мы вникли в глубину творческого процесса большинства великих художников, мы убедились бы, что духовное семя их бессмертных творений именно женщиной брошено в глубину их подсознания, в сокровенные творческие тайники. Мысль о постановке в Веймаре памятника Ульрике Левенцоф, вдохновившей Гёте на прекрасные стихи, – справедлива и глубока» [1, с. 262].

[16] Целомудренная женщина способна спасти от Ада духовно падшего мужчину, а развращённая женщина может затянуть в Ад или же помешать выполнению светлой миссии гения.

[17] «Гений» и «инженер» – это «рождающие нечто новое», «женщина» – эта «та, которая уже родила»: ср. «инженер» (< лат. ingenium [in+gigno] («врождённое свойство, ум, гений»)), «генезис» (< греч. genesis – «происхождение» лат. generatio – «рождение»), «генератор» (< лат. generator – «производитель»).

[18] Видимо, в этом заключается и суть выражения «Женщина любит ушами, а мужчина – глазами». Если посмотреть на это со стороны, то мы вновь можем увидеть, что женщина-мать теснее связана с миром материально-земным. Слух связан со звуком (не случайно при учитывании чередования с/з, л/в и х/к лексема «слух» трансформируется в «звук»), а также с атмосферой, через которую звук передаётся. А атмосфера связана с планетой (в нашем случае – с Землёй, средой обитания человечества). Мужчина же через глаза связан со светом, который приходит на Землю извне, из Космоса. Именно свет позволяет звёздам и планетам «общаться между собой».

Другими словами, если бы женщина не «приземляла» мужчину, то он рисковал бы «оторваться от земли», то есть оторваться от реальной жизни. А если бы не духовные порывы мужчин, то женщины, а в итоге – и всё человечество – рисковало превратиться в сугубо материальные существа. Но всё вышесказанное следует понимать лишь как общие тенденции, а не закон для всех и вся. И не стоит воспринимать женщину как сугубо приземлённое существо, а мужчину – как окрылённое и одухотворённое. Искажённое понимание этих процессов привело к тому, что многие патриархальные общества и культуры стали полагать, что только мужчина связан с Богом, а женщина – чуть ли не исчадие Ада и порождение Дьявола. Женщине было запрещено быть не только священнослужитель­ницей, но и получать право на образование, политические права и так далее.

Женщина по своей природе имеет более тонкую структуру души, потому что на ней лежит не только физическое продление рода. На ней лежит задача установления комфорта и связи между отдельными представителями рода. Ей нужно уметь почувствовать душу ребёнка (иначе как она смогла бы его воспитывать и делиться тем, что человечество накопило до этого момента?!), понять душу мужчины и других членов семьи. Видимо, именно поэтому женщины являются большими ценителями искусства и имеют более терпеливую психику. Цельная женщина может и падшего мужчину поднять, а развращённая – и гения сбить с его светлого пути.

Как утверждает Даниил Андреев, «можно и должно усвоить […] то, что незаменима и высокоодарена женщина – в другом. Материнство. Воспитание детей. Творчество домашнего очага. Уход за больными и лечение. Этическое врачевание преступников. Преобразование природы. Совершенствование животных. Некоторые русла религиозной жизни. Творчество любви. И, наконец, творческое оплодотворение души того, кого она полюбила. Вот в чём женщина незаменима и безгранично одарена. В первом и в последнем из этих видов творчества она незаменима абсолютно. В остальных же – мужчина уступает ей в той же мере, в какой она уступает ему на поприще государственной деятельности или технических наук. Ибо здесь требуется именно женское, женственное душевное качество: мягкость, любовная нежность, самоотдача, терпеливая настойчивость, бережность, чуткость, сердечность, внимательность» [1, с. 261].

Большая трагедия, если мужчина не выполняет своего духовного предназначения и не стремиться к тем вершинам творчества, которые доступны его потенции. Но ещё большая трагедия, когда женщина пребывает в состоянии эгоизма и пытается, используя данные ей свыше качества души и тела, весь мир «заставить вращаться вокруг себя», подчиняя своей воле и мужчину, и детей, и внуков… Не случайно первородный грех и стоящий за ним Змий первым искусил именно женское начало-Еву. Как сказано в «Евангелии от Марии Магдалины», Ева «отреклась от того, чтобы быть Любимой Божьей и пожелала Адама только для себя […] Много времени с того прошло, а Ева искала лишь того, чтобы Адам от неё не отлучался» [5]. Тем самым и была прервана связь человечества с Миром Горним, люди потеряли благодать и первородство, дарованные Богом и вынуждены были «в поте лица добываться хлеб свой», чтобы иметь шанс через труд «выпрямлять» искажённые во время грехопадения Законы Божьи и иметь шанс вновь вернуться (подобно «блудному сыну» из притчи Иисуса Христа) к Своему Создателю-Отцу Небесному. Не случайно слова «разврат» («вывернутость души наизнанку»), «лукавый» (ср. «лук», «излучина») и «сгибать-губить» – семантически связаны между собой и с идеей неправильных-непрямых (кривых, погибельных) путей.

[19] В этой связи хочется вспомнить французское выражение «Чего желает женщина, того хочет Бог». Вероятно, здесь подразумевается, что на женщине лежит ответственность за продление рода, и она тоньше чувствует и приближение опасности, и когда и что нужно для ребёнка. То есть, эта французская поговорка направлена вовсе не на исполнение всех прихотей капризных женщин, а на прислушивание к тем ощущениям, которые возникают у пекущихся о сохранении рода матерей.

[20] Даже на физическом уровне и в мужчине, и в женщине есть как мужские, так и женские гормоны.

[21] Отметим, что слово «инкарнация» имеет значение «вхождение в плоть, воплощение» (< лат. in («в») + лат. caro, -nis («плоть»). Характерно, что мифы многих народов утверждают, что человек был создан из земли. Эта мысль отражается и в некоторых языках. Болгарский учёный-филолог Майя Пенчева в своём труде «Човекът в езика. Езикът в човека» отмечает, что римляне, называя человека homo, выводили на передний план его связь с землёй (< лат. humus – «земля»: ср. «гуманный»). В литовском языке žmònes («люди») – от žeme («земля»). Русское слово «тело» связано с укр. лексемой «тло» («основа») и рус. «растлевание»: ср. «дотла» – «до + тьло», где «тьло» – «почва, пол, основание».

[22] Каждое из этих тел имеет свои подпланы, характеризующиеся разной плотностью материи. Так, например, физический план состоит из твёрдого, жидкого, газообразного состояний материи и 4-х видов плазмы (электричество, свет и двух других).

[23] По этой же причине в Эдемском саду от Адама-Кадмона, «человека первородного» и не было сокрыто так называемое «Древо познания Добра и Зла», а когда Змий воздействовал на Еву, а потом на Адама, Бог не вмешивался. Видимо, в этом искушении («дроблении на куски») человека был свой Божий Промысел, и человеку не просто так давалось право самостоятельного принятия решения. За этим этическим падением человека может стоять будущее его покаяние («противопоставление себя духу Каина»), а Господь сможет приобрести мощного соратника в деле борьбы со Злом. Не случайно о человеке, овладевшем своими желаниями и составляющими души и духа духовидец Даниил Андреев говорит: «…на Узком Пути раскрываются такие дары, которыми праведник будет помогать миру из уединения более действенно, чем сотни живущих в миру, и которые в посмертии становятся такою силой, что перед ней преклоняются даже могучие демонические иерархии» [1, с. 261].

[24] И именно благодаря этой блокировке ещё возможна жизнь на планете Земля: она обеспечивается главным образом за счёт накопления представителями Растительного Царства солнечной энергии и трансформации её в те виды материи, которые уже могут быть усвоены представителями Животного Царства и людьми. Не случайно слово «трава», первоначальное значение которого «то, что поедается», этимологически родственно укр. «страва» («блюдо»), укр. «травлення» («пищеваре­ние»). К этой же группе примыкает и лексема «отрава»: имеется в виду, что яд, содержащийся в ней, попадает в организм вместе с пищей (ср. «яд» и болг. «ядене» – «блюдо»).

О большом значении растений отчасти свидетельствует и связь древнего славянского слова «билынка» («травинка»: вспомним выражение «быльём поросло»), болг. «билка» («лекарственное растение (трава)») и «быть» («жить, существовать»). Эти лексемы берут начало от и.-е. корня *bhũl— < *bhũ— со значением «расти, увеличиваться», родственного не только глаголу «быть», но и греч. «bia» («жизненная сила»). Может, не случайно сокоренные им слова греч. phyō («выращиваю, расту, рождаю»), греч. phytόn («растение»), греч. phyllon и лат. folium («лист») похожи на лат. phileō и греч. philéō со значением «любить». То есть, благодаря любви и возможно само бытие во Вселенной, а растения являются ретрансляторами основополагающего космического принципа на нашей планете. И лишь немногие животные и отдельные представители рода людского способны усваивать солнечную энергию напрямую, в обход Растительного царства.