Д.А. Трошин,  И.В. Кочин, О.М. Акулова, А.А. Гайволя, И.Ф.Шило

Кафедра гражданской защиты и медицины катастроф ЗМАПО

Ключевые слова: скорая медицинская помощь, оптимизация работы,транспортная доступность,чрезвычайная ситуация.

 Введение. В современных условиях спасение жизни и организация медицинского обеспечения пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС) являются актуальными вопросами [2, 4], одной из острых медико-социальных проблем в Украине и во многих развитых странах мира.Выездные бригады службы “103” являются звеном общей системы здравоохранения, которые, в подавляющем большинстве случаев, первыми обеспечивают предоставление экстренной медицинской помощи (ЭМП) потерпевшим при ЧС. При ЧС нагрузка на службу скорой медицинской помощи (ССМП) меняется не только количественно, возникают качественно новые задачи, от решения которых в конечном итоге и зависит эффективность ЭМП пострадавшим. К таким задачам ССМП, прежде всего, относятся: необходимость перехода от организации работы из принципа “врач-больной” к действиям по принципу “врач-контингент пострадавших”; необходимость координации деятельности ССМП с деятельностью аварийно-спасательных служб, которые принимают участие в ликвидации последствий ЧС; необходимость в удовлетворении потребности в дополнительном оперативном ресурсообеспеченнии, что значительно превышает потребность ССМП в повседневной деятельности [3].

Целью исследования.Анализ транспортной доступности магистралей и дорог к месту расположения больных (пораженных) для оказания им ЭМП в условиях крупного индустриального центра (на примере работы 4-х подстанций ССМП г. Запорожья).

Материалы и методы исследования. Научно-медицинская литература по организации населению СМП при ЧС, показатели деятельности ССМП        г. Запорожья за октябрь 2008 года, январь, апрель и июль 2009 года  по данным годовых отчетов (время доезда бригад от подстанции до больного (ф. № 22)), с использованием статистического, социально-гигиенического методов и метода экспертных оценок.

Результаты исследований.В качестве объекта исследования были выбраны четыре подстанции («Центральная», № 5, № 6, № 7) ССМП г.Запорожья. Выбор этих  подстанций обусловлен тем, что территория их обслуживания  находится как в центральной части города (Орджоникидзевский), так и в густонаселенных районах (Ленинский, Хортицкой), что определяет большую транс­портную загруженность магистралей и дорог в этих районах города. Кроме того, в районе обслуживанияэтих подстанций, находятся основные ургентные многопрофильные больницы (№ 3, № 5, № 6, № 9, № 10), а также многопрофиль-ная детская больница № 5. Родильные дома (№ 4 и  № 5) осуществляют ургенство больных женщин с гинекологической патологией. Два густонаселенных района города (Хортицкой и Ленинский) связан с центральной частью города  мостами через о. Хортица  и плотиной «ДнепроГЭС». Чтобы проанализировать изменение транспортной доступности маги­стралей и дорог в течение года, для исследования были выбраны январь, ап­рель, июль и октябрь, которые являются наиболее характерными месяцами соответствующих сезонов года: зима, весна, лето, осень и с точки зрения ко­личества обращений в службу скорой и  медицинской помощи, и с точки зрения транспортной доступности магистралей и дорог на террито­рии 4-х подстанций. Для исследования изменения транспортной доступности в течение су­ток, в соответствии с данными  Запорожской государственной автомобильной инспекции о транспортной загружен­ности магистралей и дорог на территории 4–х подстанций и результатами оп­роса водителей данныхподстанций, сутки были разделены на пять времен­ных интервалов: 0 — 7, 7 — 11, 11 — 17, 17 — 20,  20 — 24 часов. Кроме того, поскольку транспортная доступность магистралей и дорог в будни, в выходные и праздничные дни различна, то ее анализ проводился отдельно для будней, выходных и праздничных дней.

В последнее десятилетие, в больших городах, в связи с ростом числа ав­тотранспорта на дорогах, плохим их состоянием, возникла проблема в оптимизации организации лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) пораженных в зоне ЧС [1, 5]. Вмедико-тактической классификации ЧСвыделен признак классификации ЧС «по доступности мест расположе­ния пораженных для оказания им ЭМП». В качестве показателя, характеризующего медико-тактическую обста­новку в ЧС, взят показатель «Недоступно в оптимальные сроки оказания медицинской помощи»[7]. Несмотря на актуальность проблемы в организации ЛЭОпораженных в зоне  ЧС в условиях ограниченной транспортной доступности, она рассматрива­лась в научной медицинской литературе не достаточно. Известно, что главная цель в деятельности системы управления экстрен­ного реагирования — оказание ЭМП пострадавшим, сни­жение степени тяжести медико-санитарных последствий ЧС. Поэтому в основу деятельности всех служб экстренного реагирования должен быть положен девиз скорой по­мощи: «Bis dat, gui cito dat» — «Дважды помог, кто скоро помог»[3, 5]. Но скоро по­мочь непросто. Для этого нужно иметь соответствующую систему оператив­ной связи, обмена информацией и управления. К факторам оперативности, которые влияют на конечный результат, можно отнести следующие: своевременность обнаружения ЧС. Время обнаружения ЧС относит­ся к категории задач, требующих минимизации времени от момента ее воз­никновения до его обнаружения, так как именно от этого фактора, часто в ре­шающей степени, зависит действенность мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; оперативность оповещения о возникновении ЧС аварийно-спасательных служб; своевременность прибытия служб; необходимость высокой оперативности обмена первичной информацией при оповещении о возникновении ЧС с их последующей регистрацией, анализом и хранением [3, 6]. По научным данным эффективность догоспитальной ме­дицинской помощи резко снижается, если она оказана за время, превышаю­щее 10 минут с момента получения пострадавшими повреждений. Согласно экспертным оценкам, эти 10 минут в самом благоприятном слу­чае (при наличии средств связи на месте ЧС и незамедлительном начале пере­дачи сообщений о случившемся) распределяются следующим образом: десять секунд, но не более 30 — на передачу сообщения о ЧС (макси­мально возможное по объему — включает в себя сведения о месте, времени, ха­рактере ЧС, наличии пострадавших и тяжести их состояния); не более 2 минут — на организацию выезда бри­гад СМП; остальное время (8,5 минут) уйдет на движение к зоне ЧС [7]. Максимально эффективная дальность выезда в городе — 12,5 км, в усло­виях сельской местности (при скорости до 100 км/час) — 20 км. Указанные параметры определяют необходимые расстояния между стан­циями скорой медицинской помощи (в городе — 25 км, за городом — 40 км), требования к времени поиска, способов и средств сообщений о ЧС, при­оритетные виды связи в системе информационного обеспечения о ЧС на пер­вом (низовом) уровне, форму передачи сообщений. Если потребуется хотя бы 1 минута на поиск средств связи для передачи сообщений о ЧС, то дальность выезда бригад СМП в условиях города сократится до 11,5 км, а в сельской местности до 18,4 км, при 3,5 минутах — до 9,5-7,5 км в усло­виях города и 15,2-12 км в сельской местности.

Для анализа транспортной доступности время доезда бригад от подстанции до больного было классифицировано следующим образом: до 10минут, 11 — 15минут, 16 — 20минут, 21 — 30минут, 31 — 40минут, более 40минут. Ин­тервал времени доезда 10 — 15минут был выделен потому что, с одной стороны, это время является граничным указанному выше требованию и даже при небольшом затруднении движения на дороге может его превысить, а с другой стороны, время доезда при заполнении карточек иногда занижается вследствие желания не ухудшать показатели подстанции.

В результате подсчета для каждого района было получено:1)диапазон изменения количества вызовов, обслуженных бригадами 4-хподстанций за день: наименьшее и наибольшее количество вызовов;2)процентное отношение количества указанных вызовов к общемуколичествувызовов, обслуженных за соответствующий день.Вычисление процентного отношения осуществлялось по формуле:Р= , где: а— наименьшее (наибольшее) количество вызовов, обслуженных бригадами 4 подстанций в данном районе за день;b— общее количество вызовов, обслуженных бригадами 4 подстанций в данном районе за день;Pпроцентное отношение наименьшего (наибольшего) количества обслуженных вызовов к общему количеству вызовов, обслуженных за соответствующий день;общее количество вызовов, обслуженных бригадами 4-х подстанций в данном районе за месяц;процентное отношение количества вызовов, обслуженных бригадами 4-х подстанций в данном районе за месяц, к количеству вызовов, обслуженных бригадами 4-х подстанций на всей территории подстанций за месяц;5)определение структуры вызовов, обслуженных бригадами 4-хподстанций на всей территории, по времени доезда бригад от подстанции до больного в будни, выходные и праздничные дни. Процентное отношение (P) количества вызовов (а), при обслуживании которых время доезда бригад от подстанции до больного попадает в соответствующий интервал, к общему количеству вызовов (b), обслуженных за месяц, вычислялось по вышеуказанной формуле. Во время исследования для территории каждой из указанных подстанций определялись следующие показатели: количество вызовов, обслуженных бригадами 4-х подстанций; интенсивность выездов бригад 4-х подстанций для обслуживания вызовов, поступивших с территории данной подстанции, в разное время суток в будни, выходные и праздничные дни; закончившие обслуживание бригады этой подстанции.

Анализ структуры вызовов, обслуженных бригадами 4-х подстанций, показывает, что количество вызовов со временем доезда бригад от подстанции до больного:1)         превышающем необходимую 10-минутную транспортную
доступность составляло:в будни от 51,1 –51,9 % в июле и октябре до 60,3 % в январе; в выходные и праздничные дни от 39,3 % в октябре до 49,1 –49,7 % в январе и апреле;2)11 -15 минут, что является близким к предельному, составляло:
в будни от 11,1 % в январе и апреле до 14,4 % в июле;в выходные и праздничные дни от 14,7 %в апреле до 17,7 % в июле.Отметим, что в будни в 25,2 –28,4 % случаях бригады 4подстанций добирались от подстанции до больного за 16 -20 минут, а в 19,5 –24,4 %случаях -за 21 -30минут. В таблице в скобках указано процентное отношение количества вызовов к общему количеству вызовов за соответствующий месяц.

Таблица.Структура вызовов, обслуженных бригадами 4 подстанций, по времени доезда бригад от подстанции до больного

 

Месяц

Время доезда бригад от подстанции до больного (в минутах)

до 10

11-15

16-20

21-30

31-40

более 40

Всего вызовов

за месяц

 

Количество вызовов, обслуженных в будни

Октябрь

675 (36,1%)

224 (12,0%)

471 (25,2 %)

364 (19,5 %)

93 (5,0%)

41 (2,2 %)

1868

Январь

539 (28,6%)

210 (11,1 %)

533 (28,3 %)

460 (24,4 %)

101 (5,3 %)

43 (2,3 %)

1886

Апрель

571 (29,6%)

213 (11,1 %)

548 (28,4 %)

441 (22,8 %)

118 (6,1%)

39 (2,0%)

1930

Июль

654 (34,5 %)

273 (14,4 %)

506 (26,7%)

374 (19,7%)

61 (3,2 %)

28 (1,5 %)

1896

 

Количество вызовов, обслуженных в выходные и праздничные дни

Октябрь

311 (44,0%)

118 (16,7%)

185 (26,2 %)

79 (11,2 %)

11 (1,5 %)

3

(0,4 %)

707

Январь

308 (34,6%)

145 (16,3 %)

279 (31,3 %)

134 (15,0%)

16 (1,8 %)

9 (1,0%)

891

Апрель

274 (35,6%)

113 (14,7%)

221 (28,8%)

136 (17,7%)

21 (2,7%)

4 (0,5 %)

769

Июль

258 (39,8 %)

115 (17,7%)

181 (27,9 %)

81 (12,5 %)

6 (0,9 %)

8 (1,2 %)

649

ВЫВОДЫ

1.По сезонам года время доезда бригад от подстанции до больного не превышало нормативного требования (10 минут)в 39,7-40,9 %случаях в будни и в 50,3-60,7 %случаях в выходные и праздничные дни.В 11,1-14,4 %случаях в будни ив 14,7-17,7 % случаях в выходные и праздничные дни время доезда составляло 11-15 минут, что является предельным к нормативу.

2.  Для повышения эффективности оказания ЭМПнаселению важно контролировать не только время доезда бригад СМП от подстанции до больного, но и время возвращения бригад на подстанцию, долгое их отсутствие ведет к передаче вызова на другую подстанцию, не всегда имеющую возможность обеспечить 10-минутную транспортную доступность.

3.В 47,1 — 63,0 %случаях в будни и в 61,6 — 77,9 %случаях в выходные и праздничные дни время доезда бригад от больного до подстанции по сезонам года не превышало 15 минут.

4.При анализе времени доезда бригад от больного до подстанции было
установлено, что в 20,3 — 37,6 %случаях в будни и в 9,0 — 21,6 %случаях в
выходные и праздничные днибригады, после обслуживания вызовов, не возвращаясь на подстанцию, а выезжали на обслуживание новых вызовов, что указывает на отсутствие постоянной оперативной связи между бригадами и диспетчерами подстанций.

5. В связи с наличием транспортных «пробок» и затруднением движения на некоторых магистралях и улицах г. Запорожья, что влияет на транс­портную доступность бригад ССМП, рекомендуется пересмотреть границы территорий подстанций, особен­но в центре города. Предлагается установить границы территорий, обслуживаемых подстанциями, по наиболее загруженным в транспортном отношении магист­ралям и улицам города.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кочін І.В. Охорона праці та безпека життєдіяльності населення при надзвичайних ситуаціях: Навчальний посібник /  І.В. Кочін, Г.О. Ч ерняков, П.І. Сидоренко та ін. — За ред. проф. І.В.Кочіна. – К.: Здоров’я, 2005. – 432 с.

2. Кочін І.В.Діяльність Державної служби медицини катастроф у разі ураження населення небезпечними хімічними речовинами: Навчальний посібник / І.В. Кочін, Г.О. Ч ерняков, П.І. Сидоренко та ін. — За ред. докт. мед. наук, професора І.В.Кочіна. — Кіровоград: Центрально-Українське видавництво, 2005. — 416 с.

3. Кочін І.В. Медицина катастроф: Виробниче видання І.В. Кочін, Г.О. Ч ерняков, П.І. Сидоренко. — За ред. проф. І.В.Кочіна. – К.: Здоров’я, 2008. – 724 с.

4. Кочін І.В. Діяльність Державної служби медицини катастроф України з протидії біологічному, хімічному та ядерному тероризму: Навчальний посібник / І.В. Кочін, О.М.Акулова. — Запоріжжя: ЗДМУ, 2010. – 128 с.

5. Кочін І.В. Оптимізація надання екстреної медичної допомоги на сучасному етапі розвитку галузі охорони здоров’я України // І.В. Кочін, О.М.Акулова, П.І. Сидоренко та ін. // Актуальні питання медичної науки та практики: Збірник наук. праць. – Вип. 77. – Т. 1. — Кн. 2. —  Запоріжжя:  ЗМАПО, 2010. – С. 89 – 95.

6. Кочін І.В. Організація сучасної системи оповіщення населення України при надзвичайних ситуаціях // І.В. Кочін, С.В. Гелдаш, В.М. Ільїна та ін. // Запорожский  медицинский журнал. – 2010. – № 3. – С. 162 – 166.

7. Лобанов А.И. Анализ состояния и организация работы службы меди­цины катастроф, пути ее совершенствования:[Монография]// А.И. Лобанов. -Под ред. Лобанова А.И., Писарева С.Ф.,  Семкина  А.Л. — СПб.,  2008. — 143 с.

SUMMARY

SYSTEM OF ORGANIZATION OF THE MEDICAL PROVIDING OF VICTIMS IN ROAD — TRANSPORT INCIDENTS

D.A. Troshin,  І.V. Коchin, О. М. Акulova, A. A. Gayvolya,  І.F.Shilo.

         The study of features of modern road — transport  traumatism shows that lately takes place gradual increase of amount of road — transport incidents , as a result of which victims get traumas, characterized by the special degree of weight. The multivariable analysis of activity of brigades of   is conducted  on liquidation of consequences.  It was certain that organization of work on providing of medicare to the victims needs perfection both in to hospital period and in hospital establishments. For the acceptance of such measures there are reasons, reducing quality of medicare to the victims in to hospital period.

Key words:  road are transport incidents, traumatism, organization of providing of medicare on to the hospital stage.