Роден край. – 2002. – № ?– С. 5
Ольга и Андрий Будугаи
Навстречу мечте
Наша семья имеет непосредственное отношение к болгарской культуре, потому что её глава, Андрий Олександрович Будугай, имеет бабушку-болгарку, уроженку одного из сёл Приазовья. Азы болгарской культуры внук воспринимал от неё с самых первых в своей жизни шагов. Его супруга, Ольга Дмитриевна, хотя и не знает прямых кровных родственников-болгар, но общением с болгарами не была обделена. А сейчас, после рождения сына Богдана, и она кровно породнилась с болгарами. Каким же образом в нашей семье переплетались разный опыт, разнообразные сведения о болгарах с мечтами о встрече с красавицей-Болгарией и её культурой?
Андриева Болгария
Почти до семи лет Андрию пришлось жить отдельно от родителей вместе с его бабушкой Василисой Васильевной в селе Бердянском Бердянского района, куда его бабушку-болгарку в молодости отдали замуж за кузнеца-украинца Якова Яковлевича Кривобороденко. Дедушка умер ещё за 13 лет до рождения Андрия, а бабушка его воспитывала почти до самого начала его обучения в школе.
Именно она была рядом в самые важные годы раннего детства. Это от неё он перенимал красоту болгарского языка, слушая народные песни, сказки, поверья и другие жемчужины фольклора. Она вкусно готовила национальные болгарские блюда. Андрий воспринимал мир через её жизненный опыт и отношение к другим людям. От неё он научился болгарскому языку. Но перед обучением в школе родители забрали Андрия к себе в Бердянск. В новом окружении я уже не слышал болгарского языка и затем его забыл. Со временем умерла и бабушка, а многое из полученного от неё постепенно переходило из сознательного в подсознательное.
В дальнейшем кусочки знаний о болгарской культуре поступали ко мне из разных источников. Самым же главным из всего, что я узнал о Болгарии, стали знания о вкладе в мировую культуру просветителей Кирилла и Мефодия, которые действовали в лоне Болгарии.
Болгария в душе Ольги
Ещё в далёком детстве я услышала о Болгарии от друзей моих родителей – супругов Каладжи. Тогда мы все жили в городе Гуляйполе Запорожской области. Дядя Федя Каладжи работал вместе с моим отцом, Дмитрием Павловичем Савченко, на обувной фабрике. Мой отец крестил его дочку Любу. Дядя Федя и его супруга тётя Лида часто бывали у нас в гостях. Именно из этих встреч я вынесла свои первые впечатления о болгарском народе, его обычаях, традициях, искусстве. Мне нравилось, что эта болгарская семья имеет богатый опыт по уходу за садом и огородом, щедро делится секретами работы на земле. Например, от них я узнала, что в Болгарии не принято садить орехи молодому человеку. Чаще всего это делают пожилые люди, зная о поверье, что тот человек, который садит или пересаживает орех, потом уже живёт недолго.
Умела семья Каладжи и веселиться, и поддержать дружеским словом, и остроумно пошутить, внося поток радости в общение. Вероятно, склонность к юмору присуща не только семье Каладжи, а и болгарам вообще, так как столицей юмора в мире признано известное Габрово в Болгарии.
Мои знания о болгарской культуре с годами пополнялись. А наиболее интенсивным этот процесс стал после моего переезда в Бердянск, где живут много болгар: они занимают третье место на Бердянщине по количеству населения после украинцев и русских.
Работая в 1990-1993 годах в Бердянском краеведческом музее, я узнала историю заселения болгар в Приазовье, увидела старинные изделия болгарских мастеров. Особенно меня поразила выставка болгарского декоративно-прикладного искусства в Запорожском областном музее народного творчества и этнографии, который возглавлял Константин Бакуров. Я осмотрела выставку в октябре 1992 года, когда принимала участие во Всеукраинской научной конференции «Этнографические исследования Южной Украины». Экспонаты выставки были собраны в болгарских сёлах Приморского и Бердянского районов Запорожской области, где проживают наибольшее количество таврийских болгар. Моё сердце почувствовало, как в празднично украшенных «пешкирах», «чаршафах» и других изделиях поёт душа болгарских мастериц…
А через два года судьба свела меня с Андрием Александровичем, в жилах которого течет болгарская кровь и с которым мы вскоре поженились.
В начале было Слово…
Наша мечта о Болгарии основывается не только на кровных связях, но и на том духовном стержне, с которым она непосредственно связана в нашем сознании. А таким стержнем, на наш взгляд, является принятие Болгарией христианства, распространение его по славянским землям и просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия. Разработка ими азбуки и древнеболгарского литературного языка, известного сейчас у нас, в Украине, как церковнославянский, стала настоящим духовным подвигом. И хотя эти события являются общеизвестными, последствия их человечество до конца ещё не осознало. Древнеболгарский литературный язык стал фундаментом для построения сильной державы, приумножения культурных ценностей болгар и развития языков и культур других славянских народов.
Язык создаёт среду, в которой живёт душа народа. Язык – это воздух, которым дышит эта душа и из которого черпает силы и вдохновение. Не случайно слова «дух», «душа», «дыхание», «вдох», «воздух», «вдохновение», укр. «натхнення» («вдохновение») – одного корня. И можно сказать, что просветители Кирилл и Мефодий раскрыли народу окно для притока свежего воздуха, дали второе дыхание славянам, стимулируя одухотворение их сознаний.
Духовная сила Болгарии
Разработка азбуки и древнеболгарского языка тесно переплелась с принятием христианства. Небольшая страна на Балканах превратилась на некоторое время в центр борьбы между прошлым и будущим. На наш взгляд, об огромном значении победы христианства свидетельствует то, что Болгария со временем попадает на пять столетий под иго Османской империи. Существует такой духовный закон: если после совершённого человеком дела, ему не приходится расплачиваться ударами судьбы, то это означает, что Бог это дело не принял. Расплата же Болгарии за Слово и Веру была чрезвычайно тяжёлой. Это является свидетельством огромной духовной силы болгарского народа. Именно эта сила помогла болгарам не стать в неволе рабами и даже под давлением мусульманства суметь сохранить свою самобытную культуру и религию.
Духовная сила болгарского народа пульсировала и в других проявлениях жизни. И одним из её показателей можно считать слияние в одно целое двух неблизкородственных народностей – представителей славянской и тюркской групп. Произошёл своеобразный симбиоз – явление, которое в природе способствует повышению жизнестойкости каждой из сторон симбиоза, увеличению их приспособляемости к условиям окружающей среды.
Особенно же нас впечатляет давняя традиция танца на горячем угле («нестинарство»). Как же тонко нужно чувствовать всей группе танцующих дух огня, чтобы побрататься с ним и делать вместе босыми ногами согласованные танцевальные движения на раскалённом угле, словно обмениваясь с ним горячими поцелуями!
Проявлением духовной силы болгар можно считать и наличие, как нам кажется, большего, чем у многих других славянских народов, количества имён людей, многие из которых, вероятно, можно встретить только у болгар. А ведь каждое из человеческих имён связывает его хозяина с каким-то измерением и в целом факт большого количества разнообразных имён вполне может свидетельствовать о широком духовно-энергетическом спектре нации.
Нельзя пройти мимо факта большого количества в Болгарии экстрасенсов, а также деятельности известной провидицы Ванги. Она не только спасла многих людей из разных стран, но и помогла им ощутить смысл бытия, шире мыслить, отвечать за свои поступки. Публикации о Ванге учили задумываться о будущем планеты, каждого народа и каждой отдельной души, обращать внимание и чувствовать органическую связь между событиями прошлого, настоящего и будущего. Наверное сам дух Болгарии помогал Ванге видеть лучше зрячих.
Навстречу мечте
Ещё в детстве мы узнали, что болгарская земля щедро дарит свои плоды тем, кто старательно на ней работает: фрукты, овощи, виноград. Но особенно нас поразило то, что Болгария является страной роз. Это нам очень нравится, ведь роза – один из самых красивых цветков в мире, который почитают ещё с древнейших времён. Она не просто связана со многими дорогими сердцу понятиями (красота, молодость, любовь), но и является также символом высокой христианской любви, цветком Богородицы, а, таким образом, и Женского начала. Именно женственность выходит на первое место в эпоху Водолея, которая недавно началась. И, наверное, Болгарии, чьим символом можно считать розу, ещё предстоит сыграть важную роль в будущем человечества, неся ему добытый столетиями свет духовности и новые культурные свершения. Ведь народ, который столько перестрадал и дал человечеству целую плеяду подвижников, не может остановиться в своём развитии.
И не случайно семья духовных подвижников Елены и Николая Рерихов передали в своё время в эту страну около 400 картин великого художника Николая Рериха (Болгария занимает четвёртое место в мире по количеству его картин), утверждая, что они знают, где и когда нужно закладывать духовные магниты. А они действительно это знали, потому что за ними стояли Великие архаты-махатмы, руководящие эволюцией человечества на Земле. Такой шаг супругов Рерихов может говорить только об одном: Болгария ещё должна сыграть важную роль в духовной брани между Силами Света и Тьмы!
В нашем воображении так и вырисовывается образ будущей Болгарии: по покрытой благоухающими розами земле навстречу солнцу идёт прекрасная и одновременно мужественная женщина, которая держит в руке ярко пылающий факел Духа…
Болгарія
Болгаріє, країно мрій,
Оаза світла і любові!
Лелієш ніжно люд Ти свій,
Готуєш йому шати нові.
А ми з Тобою в майбуття
Рушаємо, у Царство Віри.
І сяйво Вічного Життя
Яриться складками порфіри…
(Дословный перевод акростиха «Болгария» с украинского языка:
Болгария, страна мечты,
Оазис света и любви!
Лелеешь нежно Ты своих людей,
Готовишь им новый наряд.
А мы с Тобой в будущее
Отправляемся, в Царство Веры.
И сияние Вечной Жизни
Ярится складками порфиры…)
г. Бердянск, 2000