Кочин И.В., доктор медицинских наук, академик УАОИ

Лебедева Л.Н., кандидат физ.-мат.наук, академик УАЭК

Сидоренко П.И., кандидат медицинских наук, доцент

Гут Т.М., преподаватель

Аксененко О.Ю., директор предприятия «Информационные системы»

Запорожская медицинская академия последипломного образования

Кафедра медицины катастроф

Запорожский институт экономики и информационных технологий

Кафедра компьютерных систем

Кировоградский базовый медицинский колледж

Ключевые слова: медицина катастроф, чрезвычайные ситуации, организационная структура, информационные технологии, система поддержки принятия решений.

Введение. Действия медиков в чрезвычайных ситуациях требуют особой организованности и оперативности. При этом эффективность экстренной медицинской помощи определяется не только уровнем врачебной квалификации, но и, в значительной степени, эффективностью функционирования организационных структур службы медицины катастроф. В современных условиях обеспечить эффективность данной службой невозможно без использования информационных технологий и современных телекоммуникационных средств. 

Цель работы.Целью работы является разработка системы информационного обеспечения  функционирования службы медицины катастроф, а также системы поддержки принятия решений по управлению деятельностью данной службы в чрезвычайных ситуациях.

Материалы и методы исследования.Создание оптимальной и гибкой современной организационной структуры службы медицины катастроф невозможно без использования  автоматизированных информационных систем, систем поддержки принятия решений и современных телекоммуникаций.

Естественно, что компьютерная система для информационного обеспечения служб медицины катастроф должна быть единой в масштабах всей страны, но основой ее должны стать региональные центры. Именно поэтому авторы работы начали с разработки системы информационного обеспечения и системы поддержки принятия решений для территориального    центра медицины катастроф.

В основу разработки легли материалы изучения деятельности Запорожского территориального  центра экстренной медицинской помощи  и медицины катастроф, законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность службы.

Результаты исследования и их обсуждение.Авторами предложена структура системы информационного обеспечения деятельности службы  медицины катастроф, разработана система поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях на  региональном уровне.

Функции системы определяются целями и задачами службы медицины катастроф, сформулированными в соответствующих нормативных документах. 

Разработанная система позволит:

  • вести учет происшествий, регистрировать и накапливать в базе данных  статистические данные, определяемые документами, регламентирующими деятельность соответствующих служб;
  • вести учет ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности служб медицины катастроф;
  • сформировать компьютерную базу данных     о потенциально опасных по чрезвычайным ситуациям объектах на территории области;
  • выполнять анализ накопленных данных;
  • ускорить и автоматизировать передачу обработанных данных  между различными уровнями управления;
  • вести строгий учет пострадавших в очаге ЧС, обеспечить оперативность доступа к информации о любом из них и сокращении времени ее поиска;
  • оперативно составить план оказания помощи жертвам пожаров, обрушений, взрывов, аварий на химических объектах, дорожно-транспортных происшествий, природных катастроф;
  • моделировать действия различных подразделений службы медицины катастроф;
  • на основе системы анализа данных оптимизировать принимаемые в экстремальных условиях решения.

 

Для организации передачи данных в системе предполагается использование как традиционных, так и  современных телекоммуникационных технологий (телефонная и мобильная связь, компьютерные сети).

На сегодняшний день большинство функций системы связанных с учетом и анализом данных уже реализованы.

В частности, разработана и  доступна для тестирования подсистема "e-Zvit", позволяющая организовать сдачу, прием, хранение, обработку  и анализ статистических данных отчетности.

Важным является определение порядка и этапов внедрения системы с учетом современного состояния информационного обеспечения отрасли здравоохранения Украины.

Внедрять систему можно поэтапно, временно сохраняя для отдельных подразделений применяемые на сегодняшний день технологии передачи данных, постепенно вытесняя их современными технологиями.  

Естественно, внедрение предлагаемой системы потребует определенных затрат, но эти затраты необходимы. Помимо экономического эффекта от внедрения такой системы следует ожидать и другие результаты, значение которых трудно переоценить. Это оптимизация материально-технического снабжения и  использования ресурсов  службы медицины катастроф при возникновении очагов чрезвычайных ситуаций, оперативное информационное взаимодействие, ускорение и повышение эффективности  принимаемых решений, оптимизация управления и объективного планирования деятельности различных служб медицины катастроф по  оперативному оказанию современных видов экстренной медицинской помощи населению.

Еще один очень важный результат внедрения системы  – это оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях и состоянии  потенциально опасных объектов. Для достижения этой цели предполагается размещать общедоступные данные на Интернет-сайте региональной службы медицины катастроф. 

Выводы

  1. В работе обоснована необходимость внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность службы медицины катастроф.
  2. Разработана структура системы информационного обеспечения деятельности службы медицины катастроф в условиях повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
  3. Описаны функции системы поддержки принятия решений по управлению деятельностью службы в чрезвычайных ситуациях для регионального уровня.
  4. Рассмотрены этапы внедрения  разработанной системы информационного обеспечения.
  5. Проанализированы различные аспекты эффективности внедрения  системы.

Литература

  1. Армстронг-Смит М.,  Армстронг-Смит Д. ORACLE Discoverer. Разработка специальных запросов и анализ данных. – М.: Лори, 2002.- 484 с.
  2. Архипенков С.Я., Голубев Д.В., Максименко О.Б.
    Хранилища данных. —  М.:Диалог-МИФИ, 2002. – 528 с.
  3. Арсеньев Ю.Н. Принятие решений. Интегрированные интеллектуальные системы. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 272 с.
  4. Люгер Д. Искусственный интеллект. Стратегии и методы решения сложных проблем.- М.:Вильямс, 2003.- 864 с.
  5. Основи організації та діяльності служби медицини катастроф у надзвичайних ситуаціях: Підручник /Під заг. ред. докт. мед. наук І.В.Кочіна. – Запоріжжя: ЗДІУЛ, 2000.- 252 с.
  6. Mirel B. INTERACTION DESIGN FOR COMPLEX PROBLEM SOLVING. – MI(USA).:MORGAN KAUFFMAN, 2004. – 394 p.

SUMMARY

INFORMATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF PERFECTION OF ACTIVITY OF REGIONAL SERVICE OF
MEDICINE OF CATASTROPHES

Kochin I.V., Lebedeva L.N., Sidorenko P.I., Gut T.M., Aksyonenko O.Y.

The problems  of use of  information technologies of functioning of service of medicine of catastrophes are under cosideration.  The structure of  decision-making system of activity  in extreme situations is offered. The software  for regional services  of medicine of catastrophes is developed.  Stages of introduction of the developed system are considered.