Українською мовою На български

Ольга Будугай и Андрий Будугай

 

Духовность и деньги

                                                 Елене Матвиенко

 

Не собирайте себе сокровищ на земле,… но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

[Матф.6:19-21]

 

В Евангелии от Луки описывается сцена одного из искушений Иисуса Христа первосвященниками и книжниками. Боясь наложить на Мессию руки открыто, они «подослали лукавых людей», задавших Иисусу вопрос: «Позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чьё на нём изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Лук.20:23-25].

Именно так Господь предлагает решать проблему духовности и денег – проблему, волнующую человечество уже не одно тысячелетие и вставшую с новой остротой в наше время, являющееся переходным периодом в Эру Водолея и называемое в христианской традиции Апокалипсисом или Армагеддоном, а на Востоке – Кали-Югой, Чёрным Веком. Ещё «Вишну-пураны», которым несколько тысяч лет, давали такую характеристику нашему времени: «Имущество станет единым мерилом. Богатство будет причиною поклонения» [6,c.76].

В широком смысле проблема денег – это не столько вопрос о богатстве, сколько проблема отношений в сознании человека как микрокосмоса между его духовным миром и его бытом, материальной стороной жизни. Найти золотую середину между материальным и духовным пытались целый ряд деятелей философии, религии, науки, искусства. Вспомним хотя бы такие произведения художественной литературы, как роман «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, комедии «Сто тысяч» и «Хозяин» Ивана Карпенка-Карого, комедия «Венецианский купец» Вильяма Шекспира, пьеса «Скупой рыцарь» Александра Пушкина, повесть «Гобсек» Оноре де Бальзака, драмы «Живоглот, или же Паук» и «Олеся» Марка Кропивницкого, комедия «Скупой» Жана-Батиста Мольера, поэма «Мёртвые души» и повесть «Портрет» Николая Гоголя, новеллы «Ожерелье», «Миллион», «Плетельщица соломенных стульев», «Рука» Ги де Мопассана и др.

Мы не будем пытаться объять необъятное и не ставим перед собой задачу создания эликсира против бациллы Золотого Тельца. Каждый человек с Божьей помощью создаёт этот эликсир для себя индивидуально. Мы же хотим лишь поделиться некоторыми мыслями на эту тему, возникшими у нас на пути поиска Истины.

Прежде всего обозначим, что именно мы подразумеваем под словом «духовность». Существует множество определений в разной степени удачно или неудачно трактующих этот термин. В нашем понимании духовность начинается с преодоления сознанием чувства эгоцентризма, «духовного собственничества» и вхождения этого сознания в Иерархию Сил Света как сотворца, «созданного по образу и подобию Господа Бога», Верховного Творца. Природа Бога – это всеобъемлющая и всепроникающая Любовь и процесс творения-рождения всё нового и нового, всё более и более совершенного, восходящего на новые вершины гармонии. Человеку стать сотворцом-помощником Верховного Демиурга позволяет развитие сознания: не случайно имя «человек» значит «чело-сознание, идущее через века-вечность»[1]. Развитию же сознания способствует материальный мир, куда оно воплощается. А материальный мир – это прежде всего мир форм, в которые заключены частицы духа (души, каждая из которых имеет своё индивидуальное сознание). Отношение каждой души к любой другой душе, группе душ или ко всем душам вместе взятым, к макрокосмосу и определяет как уровень её сознания, так и то, к какому лагерю сил – светлых, тёмных или серых – она относится.

Различия между тремя духовными лагерями определяются не только названиями и «цветовой характеристикой», но и внутренним устройством как самих лагерей, так и отдельных их представителей. Так, для лагеря Сил Света характерно чувство духовного равенства между душами независимо от того, на каком иерархическом уровне находится сознание каждой из этих душ. Все взаимоотношения в этом лагере строятся на принципах целесообразности и свободы воли каждой из братских душ. Каждое сознание творит на своём уровне, добровольно внося свою лепту в общее дело эволюции макрокосмоса-Вселенной, само название которой подчёркивает её «общежитскую», братскую суть[2].

Отношения в лагере тёмных сил являются прямой противоположностью отношениям в предыдущем лагере и строятся на насилии, железной дисциплине, беспрекословном выполнении нижестоящего иерарха приказов вышестоящего и запрещении личной инициативы и творчества. При этом сознание каждого из представителей этого лагеря стремится вобрать-всосать в себя все остальные души, обладать ими, став единственным и самым огромным «я» во всей Вселенной, подчинив себе и Верховного Творца.

Лагерь серых– это скорее не лагерь, а скопище душ, к которым относится и больше 9/10 человеческих душ. Сознание серых или, по определению Иисуса Христа, «тёпленьких», роднит с тёмными потребительство, желание обладания, но отличает стремление уйти от какой-либо ответственности. Другими словами, это сборище «профессиональных предателей», которые только ждут удобный момент что-то захватить, но при этом ничем не хотят рисковать.

О принципах построения трёх лагерей хорошо написал выдающийся русский духовидец Даниил Андреев (1906-1959) в своём фундаментальном труде «Роза Мира» в главе «Происхождение зла. Мировые законы. Карма» [2,c.85-91]. Мы же их коснулись для того, чтобы потом было легче изложить отношения к материальному миру и в частности к деньгам представителей этих трёх лагерей.

Ещё в 6 веке до н.э. выдающийся древнекитайский философ Лао-Цзы сформулировал такой духовный принцип: мы владеем лишь тем, от обладания чем мы отказались. В книге «Дао дэ цзин» этот мудрец говорит: «Нет больше несчастья, чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда доволен [своей жизнью]» (Стих 46). Римский стоик Эпиктет считал свободным только того человека, который желает лишь того, что может получить. В 17 веке английский философ Джон Локк назвал свободным человека, умеющего управлять своими страстями.

Другими словами, мы духовно имеем только то, к чему не привязаны, что, имея физически, не боимся потерять, а, не имея физически, не горим страстью приобрести. Этот принцип и даёт, на наш взгляд, ключ к пониманию проблем денег. Одним из краеугольных камней сущности тёмных является чувство собственности[3], которое и есть проявлением желания обладания – подчинения какой-либо души, заключённой в какую-то из форм, своей личной воле.

Сознание, идущее по пути Света, ни к чему не привязано потому, что доверяет себя Божьей Воле и знает, что Бог, когда надо, даст ему всё необходимое для его дальнейшего развития, а то, что уже не нужно – передаст тем сознаниям, которым это будет сейчас нужно на их теперешнем уровне развития. Сознания же тёмных и серых стремятся к накопительству всё большего количества форм и порабощению заключённых в них душ: разница лишь в том, что тёмные это делают путём открытого разбоя, а серые – преимущественного способом воровства. Деньги же, которые вначале возникли как своеобразный эквивалент труда, затрат психической и физической энергии на изготовление товара, опосредствованно способствуют достижению этой цели обладания-порабощения.

Стóит заметить, что деньги сами по себе обладают определённой магической силой, которая в первую очередь направлена на разжигание страстей обладания в серых и нападению с использованием малодушия и предательства серых на лагерь Сил Света. В качестве примера можно взять серию книг «Думай и богатей», предлагающих человечеству ни что иное, как занятие серой магией. Человек захотел иметь определённую сумму денег или какую-то вещь и начинает о ней постоянно думать, насыщая созданный им мыслеобраз эманациями своей психической энергии.

Раскручивается энерговоронка, которая возрастает в силе по мере того, как человек её подпитывает всё новыми эманациями психоэнергии. На каком-то этапе сила воронки становится достаточной, чтобы втянуть в себя то, обладать чем мечтает её породитель: джин из бутылки выходит, чтобы, исполнив три желания (=пробив три слоя ауры создателя такого мыслеобраза), стать обладателем души ничего не подозревающего об этом «мага-самоучки». При этом созданная им воронка втягивает, забирает вожделённое у тех, кто этим обладает физически, но имеет меньше сил, чем силы воронки.

Сам же породитель воронки вроде бы в совершившемся и не виноват: он же ни у кого конкретно из людей не собирался это забирать да и как будто не забирал (как ему кажется и как кажется человеку непосвящённому), а вожделённая им вещь «сама» к нему пришла. Но такое «очевидное» оправдание – ни что иное, как фикция, отнюдь не освобождающая вора от возмездия: тёмные только на время отсрочивают возвратный удар. И чем дольше этот удар не будет нанесён, тем сильней и неожиданней он будет потом: вспомним всем известную поговорку «Кого Бог больше любит, того больше наказывает», извращённо понимаемую большинством людей. На чистой поверхности становится сразу видным каждое пятнышко и его легче удалить, а на грязной – пятном больше, пятном меньше – незаметно и, чтобы её очистить, надо затратить куда больше сил и времени, чем на очистку едва замаранной поверхности.

За первой победой-приобретением начинающего серого мага у него возрастает сила и возникает желание обладания («хоть») чем-то бóльшим, чем он возжелал при первом разе. Приходит вторая, потом третья «победа» и джин входит в его душу. Способность концентрировать свою психоэнергию-волю и сосредотачиваться на мыслеобразах возрастает. Серый маг чувствует усиление своей магической силы и решается уже на открытый грабёж, превращаясь в чёрного…

Так совершается поэтапная так называемая «продажа души». При этом тьма использует серого мага как своеобразные ворота для внедрения в сферу людей, делает его Иудой-предателем: ведь непосредственно внедриться в человеческие души тёмные не могут и им нужен какой-нибудь посредник, который «откроет ночью ворота врагу», продавшись за 30 сребреников. Правда сумма денег или их вещевого соответствия (эквивалента) не обязательно будет соответствовать названной сумме, ставшей уже нарицательной, а будет равняться той величине, которая определённым образом соразмерна потенции и уровню сознания предателя, и за которую он сам согласится «продаться»[4].

Говоря о деньгах, стоит заметить, что они, будучи детищем обмена одного товара на другой (бартера) – созданные для облегчения и ускорения обмена, – со временем стали одним из важнейших средств подмены: первоначально относительно равноценный обмен превращается в обман-подмену. Проследим как это происходит. Деньги возникли на определённом этапе мены-торговли как своеобразный денежный товар: первые деньги изготовлялись из драгоценных металлов (золота и серебра), которые сами по себе были товаром. По свидетельству Геродота и других древних авторов, первые монеты[5] начали изготовляться в малазийской стране Лидии в 7 веке до н.э. Материалом для них служил электрон – сплав серебра и золота. Через несколько десятилетий начали чеканиться монеты в греческом городе Эгине. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, её колониям, в Иране, а затем у римлян и среди славянских племён [5, С.110]. Монеты из драгоценных металлов были точным выразителем природы денег: монета обладала одновременно и денежным знаком, и денежной товарностью.

Со временем деньги стали изготавливаться из более дешёвых металлов и стали терять свою товарность, но сохраняли свою знаковость. Позже появились банкноты, которые тоже сохраняли знаковость, но товарность которых уже была сведена почти к нулю. Выпуская банкноты, государственный банк обязывался подтверждать значимость денежной единицы страны золотым содержанием – количеством золота, имеющегося в этой стране и приходящегося на каждую из банкнот. Но проконтролировать количество золота в стране очень сложно и это позволяет банкам выпускать банкноты, не подкрепляемые реально тем уровнем золотого содержания, который официально объявляет госбанк.

Вспомним по этому поводу интересный и поучительный факт, когда президент Франции генерал Шарль де Голль в 1960-тые годы собрал все имеющиеся в стране доллары США и попросил Соединённые Штаты поменять их на золото. После этого США долгое время «дулись» на Францию, прекратив с ней экономические отношения, потому что реальный курс доллара был куда ниже объявленному.

Или вот ещё один факт, который можно встретить в прессе и который касается тех же США: на выпуск одной стодолларовой купюры они затрачивают 3 цента, а вывозят товар на 100 долларов, и если бы все страны мира одновременно попросили бы США поменять имеющиеся у этих стран доллары на какие-либо ценности, то США сразу же должны были б прекратить своё существование. Несоответствие реального и объявленного курсов и позволяет делать подмены: через «пустые», неподтверждаемые золотым запасом деньги выкачивать имеющие реальную стоимость товары и сырьё из экономически более слабых стран в более сильные (а чаще – и более наглые, агрессивные, «бессовестные») страны.

Со временем подобные подмены приводят к тому, что во всём мире воцаряются валюты нескольких экономически более развитых стран. Эти валюты всё более становятся знаковыми и помогают ещё сильнее закабалять отсталые страны. В конечном счёте к власти придёт валюта одной страны, которая совершенно не будет соответствовать «своему золотому содержанию», но будет контролировать золото и экономику всех остальных стран. На смену же ей придёт эквивалент эквивалента: деньги, будучи эквивалентом труда-товара, заменятся электронным эквивалентом – в высшей степени условными и нематериальными деньгами. При помощи такой метаморфозы денег те же отдельные «компьютернопродвинутые» хакеры смогут быстро и, так скажем, довольно ощутимо обогащаться (правда, до поры до времени), не выходя из дома.

По ходу стóит заметить, что согласно учению Агни Йоги, данной нам для этого переходного периода, воровство денег или вещей плохо само по себе в первую очередь не потому, что кто-то лишается чего-то, а потому, что воровство усиливает чувство собственности как у укравшего, так и у того, у кого украли. Именно чувство собственности имел ввиду Иисус Христос говоря, что «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» [Лук. 18:24-25]. При этом отметим, что та же Агни Йога советует давать милостыню не деньгами, а вещами, продуктами или помочь человеку физическим трудом – чтобы меньше способствовать возникновению чувства собственничества.

Говоря о богатых, следует подчеркнуть, что не каждый богатый является собственником: вспомним хотя бы примеры Будды или ученика Серафима Саровского помещика Мотовилова. Собственник, мещанин – это только тот, кто одержим страстью обладания. Можно не иметь ничего и быть при этом собственником, а можно иметь миллионы и не быть собственником и даже попасть в Царствие Небесное. Показателен на этот счёт пример с Буддой и двумя из Его учеников. Один из них жил в большом богатстве, а другой не имел ничего, кроме одежды на себе. При этом Будда каждый день бедняка укорял в чувстве собственности. Наконец каждый раз обижающийся ученик-бедняк не выдержал и спросил о том, почему Учитель его, ничего не имеющего, постоянно ругает за чувство собственности, а богатому ученику ничего не говорит. На этот вопрос Будда ответил, что этот богатый ученик не привязан к своему богатству, а вопрошающий хотя и не имеет ничего физически, но постоянно горит внутри страстью обладания богатством и всем своим существом привязан к нему.

Итак, важна не столько сумма денег сама по себе, сколько отношение к ней. Вспомним случай, когда богатые жертвовали в храме очень дорогие вещи, чтобы показать высокую веру и любовь к Богу, а Иисус Христос сказал, что больше всех пожертвовала Богу вдова, положившая на жертвенник всего лишь лепту – самую мелкую монету: ибо богатые жертвовали от избытка, а вдова ничего, кроме этой монеты не имела.

Понятие богатства и бедности в определённой мере относительны и критерием того, приносят ли вред деньги конкретно какому-то человеку или нет будет, скорее всего, только его внутреннее состояние (мысли и чувства) в отношении этих денег. Важно, чтобы человек думал о делаемом им деле, а деньги воспринимал только как одно из средств к его воплощению. Для пьяницы и несколько рублей много и как только они появляются, он их сразу же пропивает. А кто-то действует на уровне страны и у него несколько миллионов долларов не вызывают никакого одержания и он думает о том, как их лучше всего использовать. Хотя, учитывая магическую силу денег саму по себе (не случайно на тех же долларах США множество разных масонских знаков), следует сказать, что каждая сумма денег имеет и свою определённую магическую силу. Но действие этой силы на людей относительное и зависит от уровня сознания, духовной направленности и идеи, которой этот человек служит. Не случайно Иисус Христос говорил, что «всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» [Лук. 19:26].

Многие, будучи бедными, боятся при этом быть нищими. Вспомним, что на Руси церковь иногда благословляла некоторых духовно сильных людей на нищенство как на один из путей духовного делания. Взявший на себя такой крест подвижник полностью полагался лишь на Волю Божью и на свой труд, достигая состояния, являющегося идеалом религиозного чувства. Именно поэтому Иисус Христос в своей нагорной проповеди подчеркивал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» [Матф. 5:3]. Блаженны те, кто у Бога, как нищие милостыню, просят Мудрости и Любви. Вспомним великого мудреца и святого древности царя Соломона, который у Бога просил не богатства, как другие цари, а лишь мудрости. Дав Соломону по его просьбе мудрости, Господь дал ему и всё остальное в придачу. Большой праведник, полагающийся только на свои ум и силы, отстоит от Бога дальше, чем последний грешник, в глубине души которого живёт способность любить и упование на Волю Бога. Такому грешнику будет легче раскаяться в своих грехах и блудным сыном вернуться к Отцу Небесному, чем праведнику, который силой воли способен заставлять себя поступать по заповедям Божьим, но потерял при этом любовь и способность прощать другим их грехи.

Воздействие денег на некоторых людей может привести к одной из форм одержания, на первый взгляд совсем разных, но являющихся двумя сторонами одной медали – или к накопительству, или к транжирству, расточительству. Не случайно духовидец средних веков итальянец Данте Алигьери в своём мистическом путешествии по иноматериальным мирам увидел и скупцов, и расточителей в одном месте (в 4-м круге Ада), где «два сонмища шагали, рать на рать, толкая грудью грузы, с воплем вечным; потом они сшибались и опять с трудом брели назад, крича друг другу: «Чего копить?» или «Чего швырять?» – и, двигаясь по сумрачному кругу, шли к супротивной точке, с двух сторон, по-прежнему ругаясь сквозь натугу; и вновь назад, едва был завершёних полукруг такой же дракой хмурой» [1, С.37].

О скупых говорит и Лао-Цзы: «Кто многое сберегает, тот понесёт большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи» (Стих 44).

О тех, кто знает меру он также говорит: «Я бережлив, поэтому могу быть щедрым» (Стих 67). О правильном отношении к материальным ценностям говорит и такой наш омоним, как «добро», которое в материальном плане подразумевает имущество, а в духовном – владение высокими духовными качествами. То есть добрый человек – это не тот, кого можно назвать душевным скупердяем или транжирой, а тот, кто находит правильную меру в отношениях между собой, некую пропорцию между излишней принципиальностью и беспринципностью.

Стóитзаметить, что каждая душа на определённом этапе своей эволюции проходит испытание безденежьем, а на определённом – избытком денег. И часто пройти второе испытание оказывается куда сложнее первого. В наше же время, являющееся переходным в эру Водолея, когда происходит ускорение эволюции и сильная поляризация общества[6], практически все люди вынуждены проходить одно из этих испытаний. При этом процессы глобализации способствуют всё большему усугублению такой поляризации. Человеческие отношения в обществе абсолютизации потребительства и неимоверного увеличения товаропотока способствует тому, что единицы могут за короткое время быстро и сильно обогатиться, а огромное количество других людей также быстро оказываются за чертой бедности.

Хотя надо признать, что подобные по своей сути проблемы характерны не только для нашего времени. Обращаясь к тому же Лао-Цзы, в его вышеупомянутом небольшом по размеру трактате «Дао дэ цзин» мы находим достаточно много мест, касающихся вопроса духовности и денег. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты, [Знать] одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется [обычной] пищей и накапливает излишние богатства. Всё это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением Дао» (Стих 53). «Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов» (Стих 75). «Совершенно-мудрый справедлив и не отнимает ничего у другого. Он бескорыстен и не вредит другим» (Стих 58). «Совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму» (Стих 70).

Издревле считалось, что духовной практикой обычный мирянин может успешнее заниматься при среднем достатке: бедный человек слишком захвачен заботами о материальной стороне своей жизни, а богатый находится в иллюзии, что за деньги он может всё купить, в том числе и духовность. Сейчас же утяжелённые условия физического существования призваны ускорить период духовного созревания человечества. При этом деньги, достаток образуют своеобразные касты, отсеки общества. Причём нельзя сказать, что быть богатому лучше или легче. Ведь богатый находится в постоянном напряжении, создаваемом деньгами и заботой об их сохранении и приумножении, а также сильно подвластен тем правилам и огромным ограничениям, которые ему диктует заведённый в его круге-касте образ жизни.

Так что не в деньгах счастье и не в их количестве, а в сохранении человеком способности творить и связанной с ней свободы воли, а также в умении находить всему правильную меру, «отдавать должное» кесарю и Богу, знать кому какую «часть» отделять. Не случайно само слово «счастье» имеет в себе ту же «часть» и подразумевает гармоничное сочетание частей в духовное целое, причастность каждого сознания к делу эволюции и замыслу Верховного Творца.

 

г. Бердянск, 28.05.2000, вс. –

Переяслав-Хмельницкий, 09.03.2009, пн.

 

Список литературы:

 

1. Алигьери Д. Божественная Комедия.– М.:Интерпракс, 1992. –624с.

2. Андреев Д.Л. Роза Мира / Сост. и подгот. текста А.А. Андреевой. – М.: Иной Мир, 1992. – 576с.

3.Библия.

4. Лао-Цзы. Дао дэ цзин / Древнекитайская философия. Т. 1. – М.: Мысль, 1972. – С. 114-138.

5. Лямець С.Л. Грошовий обіг в Україні за Античної доби // Журнал «Фінанси України». –№12. –1998. –С.110-113.

6. Сидоров В.М. Мост над потоком // Журнал «Москва». – №4.–1988. –С.7-78.

 


[1] Ср. нем. Mann, англ. man («человек»), сокоренные санскр. manas («разум») и лат. manus («рука» – орган, эволюционно наиболее высокоразвитый и теснее других связанный с мозгом и сознанием).

[2] Ср. франц. bras («рука»), рус. «брать», «братья», «собраться»; Вселенная-вселённая = населённая, калька с греч. «ойкумена», где «ойкео» – «обитаю, населяю, живу».

[3] Лексема «собственность» имеет общее происхождение со словами «собственность», «особь», «особа», «обособленность», «способ», «свой», «свобода», «способности».

[4] Кстати, всё равно при этом продешевив.

[5] Лексема «монета» («денежный знак, отчеканенный из металла») берёт своё начало от лат. moneta, которое первоначально означало «монетный двор», который был устроен древними римлянами при храме богини Юноны. По преданию, Юнона пообещала римлянам, что в войне с Пирром они не испытаю недостатка в деньгах, если будут справедливо вести эту войну. Когда обещание богини исполнилось, римляне назвали её «Монетой», что означает «советница», «предостерегающая».

[6] Деление на библейских «козлов» и «овец».